Богораз-Тан Владимир Германович

(1865–10.05.1936)

150-летию со дня рождения

 

Этнограф, фольклорист, языковед, общественный деятель и писатель.

Родился в многодетной еврейской семье, как он сам писал в своей автобиографии, «в апреле 1865 г., точного дня не знаю, возможно, что 15-го…». Принято считать датой его рождения 27 апреля по новому стилю. При рождении получил имя Натан Менделевич Богораз. После крещения в 1885 г. получил имя Владимир и отчество Германович – по крестному отцу.

В 1880 г., после окончания Таганрогской гимназии, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, а в 1881-м перевелся на экономическое отделение.

Активно участвовал в агитационной группе тайного народовольческого кружка под руководством А. Желябова и С. Перовской. В ноябре 1882 г. арестован, исключен из университета и выслан в Таганрог. В 1886 г. его вновь арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а в 1889 г. сослали на 10 лет в Среднеколымск. Здесь началась этнографическая исследовательская деятельность В. Г. Богораза.

От потомков русских казаков записывал сказки, песни, былины, загадки, пословицы, изучал диалектные особенности живого старорусского говора. Результатом работы стал большой «Областной словарь колымского русского наречия», вышедший через десять лет в издательстве Императорской Академии Наук.

В 1894 г. Владимир Германович попал в группу ссыльных-исследователей, которым предстояло провести этнографическое изучение нескольких народностей Севера, населявших Сибирь и Северо-Восток. По программе экспедиции чукчей и русских колымчан было поручено исследовать В. Г. Богоразу. Около трёх лет он путешествовал по Колыме и Чукотке, собрал обширный материал о быте, нравах, языке, образе жизни не только русских и чукчей, но и эвенов, юкагиров, изучил чукотский, эвенский и эскимосский языки.

В 1898 г. Богораз получил разрешение властей приехать в Петербург для сдачи собранного этнографического материала. Академия наук приняла к печати его труды, появились его первые научные публикации, а также художественные произведения. Отдельной книгой в 1899 г. вышли «Чукотские рассказы» под псевдонимом Н. А. Тан. Второй цикл – «Колымские рассказы» – впервые был опубликован в 1902 г.

В Петербурге В. Г. Богораз некоторое время работал в Музее антропологии и этнографии. В конце 1899 г. Российская академия наук и американский Музей Естественных наук организовали совместную Северо-Тихоокеанскую экспедицию, финансируемую президентом Американского музея естественной  истории М. Джезупом. В ней принял участие и В. Г. Богораз. Совместно с В. И. Иохельсоном он возглавил Сибирский полярный отдел Джезуповской экспедиции. Полтора года он ездил по Чукотке и Камчатке, обследовал множество селений и стойбищ чукчей, эскимосов, коряков, камчадалов, работал в пос. Гижига, Каменское, Наукан, Уназик, на острове Святого Лаврентия. Собранные материалы дали ему возможность впоследствии составить грамматику и словарь чукотского, эскимосского и корякского языков. Анализируя языковедческий материал, В. Г. Богораз приходит к выводу, что переселение эскимосов в Америку проходило через Азию, что было впоследствии подтверждено археологами и этнографами.

В 1901 г. учёный покинул Северо-Восток и никогда больше сюда не возвращался. После этого он работал в Нью-Йорке и Канаде, бывал в Японии, путешествовал по Франции и Италии. В США в 1904–1910 г. вышел главный труд В. Г. Богораза – четырехтомная монография на английском языке «Чукчи», написанная по материалам двух экспедиций: «Чукчи. Материальная культура», «Чукчи. Религия», «Чукчи. Социальная организация», «Чукотская мифология». В 1930-е г. в России было издано две книги в его собственном переводе: «Чукчи. Социальная организация» (1934) и «Чукчи. Религия» (1939).

В 1904 г. Богораз возвратился в Петербург и активно занялся литературной деятельностью: публикует рассказы, циклы очерков о проблемах межнациональных и межкультурных отношений, несколько раз выходит сборник «Стихи», завершены романы «Восемь племен» и «Жертвы дракона». В советский период опубликованы два романа В. Г. Богораза о жизни народов Севера – «Союз молодых» (1928) и «Воскресшее племя» (1935).

После Октябрьской революции Владимир Германович активно занялся научной и преподавательской деятельностью. В 1918 г. он вернулся в Музей антропологии и этнографии, а с 1919 г. стал профессором этнографии сначала Географического института, затем Ленинградского университета. В 1923 г. на комиссии Наркомата по делам национальностей выступил с предложением, ставшим впоследствии известным как «Тезисы Тана». По его инициативе решено было образовать Комитет содействия и защиты малых народностей Севера и Сибири (Комитет Севера). Богораз вошел в состав его президиума, был назначен председателем ленинградского филиала. Комитет снаряжал экспедиции в районы расселения северных народностей для изучения их культуры, для оказания им материальной и продовольственной помощи. Под влиянием Комитета Севера в 1925 г. был создан Северный рабфак Ленинградского университета, преобразованный в 1930 г. в Институт народов Севера, где В. Г. Богораз преподавал этнографию, фольклор и языки народов Севера.

В конце 1920-х г. Ленинградское отделение Комитета Севера приступило к разработке письменности для народностей Севера, к созданию учебников для национальных школ. В. Г. Богораз активно включился в эту работу. В результате к 1927 г. вышли первые специальные учебные пособия, созданные на местном материале, близком к быту и природе Северо-Востока, и облегчившие северянам усвоение русского языка: «Букварь для северных народностей» В. Г. Богораза и С. Н. Стебницкого, книга для чтения «Наш Север» Н. И. Леонова и П. Е. Островских.

По инициативе В. Г. Богораза в Ленинграде был создан Музей истории и религии Академии наук СССР, первым директором которого он стал в 1932 г. В 1930 г. он был избран действительным членом научно-исследовательской ассоциации Института народов Севера, возглавил школу ленинградских этнографов, ученики которой во многом способствовали завершению работы по созданию письменности для ранее бесписьменных народов, литературы, периодической печати на родных языках.

Собранный и обобщенный учёным этнографический и лингвистический материал ставит его в один ряд с крупнейшими исследователями первой половины ХХ века. Его монография «Чукчи» до настоящих дней представляет научный интерес. До сих пор ценен вклад В. Г. Богораза в грамматику эвенского и чукотского языков. В историю литературы он вошел как талантливый прозаик, поэт и публицист. До революции в России было издано десятитомное издание его художественных произведений, в 1920-х гг. вышло собрание сочинений в четырёх томах. В 2005 г. в Северном международном университете в Магадане (ныне Северо-Восточный государственный университет) прошли первые Богоразовские чтения.

СМ.: Владимир Германович Богораз-Тан и Северо-Восток : биобиблиогр. указ. / Магадан. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Библиогр. отд. – Магадан : МОУНБ, 1991. – 73 с. : ил. – (Помни их имена ; вып. 6); Николаев К. Первооткрыватель «ледяной планеты» // Полит. собеседник [Магадан]. – 1990. – № 10. – С. 27–31; Райзман Д. С. В. Г. Тан-Богораз как историк культуры народов Северо-Востока России // Диалог культур. История развития литературы Крайнего Северо-Востока : материалы науч.-практ. конф. – Магадан, 1995. – С. 71–78; Шошин В. А. Богораз Владимир Германович // Русские писатели, ХХ век : биобиблиогр. слов. : в 2 ч. – Москва, 1998. – Ч. 1 : А–Л. – С. 192–195.