Новая профессиональная литература

Алешин Л. И. Материально-техническая база библиотек : учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. «Библ.-информ. деятельность» / Л. И. Алешин. – Москва: Форум, 2020. – 447 с. : ил., табл., схемы.

Книга отражает теоретические и практические аспекты компонентов, объединяемых понятием «материально-техническая база библиотек». Материал пособия поделен на разделы, посвященные зданиям библиотек, их инженерному оборудованию, библиотечной мебели, транспорту, аудиовидеотехническим средствам, средствам обеспечения безопасности, компьютеризации, интернетизации и копировально-множительной технике.

Издание в первую очередь позиционируется как учебное пособие для студентов библиотечно-информационного, а также строительно-дизайнерского профиля, но также будет полезна библиотекарям-практикам.

 

Баринова Е. Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС : учеб. пособие для вузов / Е. Б. Баринова. – Москва : Юрайт, 2021. – 146 с. : табл.

В пособии представлен учебный курс, направленный на формирование профессиональных компетенций, умений и практических навыков организации деятельности педагога-библиотекаря в школьной библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС. Рассматриваются вопросы нормативного регулирования работы школьных библиотек и педагогов-библиотекарей; применения библиотечных стандартов при работе с ресурсами школьных библиотек; формирования инфраструктуры чтения в школьных библиотеках; применения систем автоматизации библиотек и интернет-сервисов; организации внеучебной работы с учащимися. Пособие предназначено для специалистов сферы образования, преподавателей и студентов вузов.

Библиотечно-информационная деятельность : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы по базовым дисциплинам по направлению подгот. «Библ.-информ. деятельность». – Москва : Колос-с, 2019 – . – (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).

Вып. 1 / сост.: В. Н. Маркова [и др.]. – 2019. – 290, [2] с. : табл.

Пособие предназначено студентам, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» и состоит из трех выпусков. Первый выпуск содержит программно-методические материалы для оптимизации самостоятельной работы в процессе изучения дисциплин «Документоведение», «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Информационная культура личности»: методические указания по подготовке к семинарским занятиям, выполнению практических заданий, написанию рефератов, эссе, курсовых работ, контрольные вопросы, тестовые задания, списки литературы и т.д.

Дворовенко О. В. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие для вузов / О. В. Дворовенко. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2020. – 97 с. : табл. ; 24 см. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 78–82.

Кн. доступна на образоват. платформе «Юрайт» urait.ru, а также в мобил. прил. «Юрайт.Библиотека».

Маркетинговая деятельность библиотеки направлена на раскрытие потенциала учреждения для получения социальной и экономической выгоды. Изучение курса «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» ставит своей целью формирование у студентов маркетингового мышления и четких представлений о направлениях маркетинговой деятельности применительно к библиотекам.

Учебное пособие содержит методические рекомендации для преподавателей по работе со студентами на лекционных и практических занятиях, а также для студентов по организации их самостоятельной работы. Теоретическая часть пособия составлена в виде путеводителя по литературе, охватывающей все темы лекционного курса. Представленные после каждой темы задания позволят студентам закрепить пройденный материал. Практические работы содержат подробную технологию выполнения заданий.

Колкова Н. И. Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) : учеб. для вузов / Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2021. – 355 с. : табл., схемы.

Учебник содержит систематизированные знания по учебной дисциплине «Информационное обеспечение АБИС», которая относится к числу дисциплин, формирующих базовые компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», профиль подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Издание отражает весь комплекс вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией информационного обеспечения АБИС. Особое место уделено рассмотрению технологий создания электронных информационных ресурсов различных видов как важнейших компонентов автоматизированных библиотечно-информационных систем.

Учебник предназначен студентам и преподавателями вузов культуры, но может быть использован работниками библиотек и других информационных учреждений.

Майстрович Т. В. Роль научных электронных библиотек в расширении пространства знаний : моногр. / Т. В. Майстрович ; Рос. акад. наук, М-во науки и высш. образования РФ, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Фундамент. б-ка. – Москва : ИНИОН, 2020. – 245 с. : схемы.

В издании рассматривается комплекс вопросов, связанных с функционированием электронных научных библиотек и их ролью в современном процессе обмена знаниями. Для этого обосновываются понятия «электронная документная среда» и «электронное пространство знаний». В качестве основного объекта электронного пространства знаний рассматривается электронный документ, приводятся его основные свойства и характеристики, которые позволяют сформулировать видовые особенности научных электронных документов. Приведены конкретные результаты исследования документного наполнения сайтов научно-исследовательских учреждений. Обосновывается базовая роль научных электронных библиотек как субъектов электронного пространства знаний, выявляется их видовое разнообразие и функции в электронной среде. Предлагается концептуальная модель научной электронной библиотеки.

Исследование адресовано научным работникам в области социальной информатики, библиотековедения и документоведения, аспирантам, студентам и практикам информационно-библиотечной сферы.

Меркулова А. Ш. Автоматизированные библиотечно-информационные системы : учеб. пособие для вузов / А. Ш. Меркулова. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2021. – 129 с. : ил., табл., схемы.

Учебное пособие является сборником практических работ по дисциплине «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии». Работа с пособием способствует формированию у студентов умений реализовывать технологические процессы в автоматизированных библиотечно-информационных системах, используемых в российских библиотеках. Курс включает 13 практических занятий, на которых рассматриваются технологии комплектования фонда, оформления подписки на периодические издания, учета документов, формирования словарей и справочников, электронной книговыдачи, библиотечной статистики. Каждая работа сопровождается теоретическими сведениями по теме.

Панкова Е. В. Электронное библиографическое пособие : практ. рук. для библ. работников / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – Москва : ФОРУМ, 2019. – 127 с. : ил. – Библиогр.: с. 112–113.

Пособие научит работников библиотек самостоятельно создавать электронные библиографические ресурсы стандартными средствами Word. Авторы, опираясь на традиционную методику составления библиографического пособия, показывают возможности ее реализации в автоматизированном режиме. В основу руководства положен комплекс практических работ, выполняемых студентами Санкт-Петербургского библиотечного техникума в рамках дисциплины «Информационные технологии в библиотечной работе».

Систематизация по таблицам библиотечно-библиографической классификации : сб. метод. рек. / А. С. Адаменко, Н. Е. Васильева, Н. А. Волкова [и др.] ; М-во культуры Российской Федерации, Межведомств. рабочая группа по разраб. предложений по инновац. развитию б-к, Рос. гос. б-ка. — Москва : Пашков дом, 2018. – 170, [1] с. ; 20 см. – (Инновации в библиотеках). – Библиогр.: с. 154–170.

В издание включены материалы научно-практического семинара по сложным случаям систематизации, прошедшего 31 октября 2017 г., а также консультации главного редактора ББК Э. Р. Сукиасяна по различным вопросам, поступившим после семинара. В приложениях к сборнику публикуются рекомендации по подбору и обучению систематизаторов и список рекомендуемой литературы.

Современный читатель в зеркале исследовательских проектов общедоступных библиотек / [Г. В. Бажутина, С. А. Басов, А. И. Водатурская и др.] ; сост.: Л. В. Глухова [и др.] ; науч. ред.: В. В. Ялышева ; Рос. нац. б-ка. – Санкт-Петербург : РНБ, 2018. – 224 с. : табл., схемы. – Авт. указ.: с. 222–224. – Библиогр. в подстроч. примеч.

В книге имеется краеведческий материал.

В сборник вошли работы участников Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение», проведенного в 2017 году Российской библиотечной ассоциацией совместно с Российской национальной библиотекой и Российской детской библиотекой. Представлена практика исследовательской деятельности в сфере изучения чтения молодежи и взрослых региональными и муниципальными библиотеками России. Материалы показывают современную картину чтения в библиотеках как универсальных учреждениях культуры, просвещения и социальной памяти регионов, а также могут служить ориентиром для специалистов библиотек, занимающихся исследованием читательских предпочтений.

 

Соколов А. В. Науки об информации для библиотекарей : монография / А. В. Соколов. – Москва : Юрайт, 2021. – 189 с. : табл.

В настоящее время информация становится важнейшим источником развития мировой экономики, главным ресурсом научно-технического прогресса и духовного творчества. Настоящее издание, адресованное библиотечным практикам, учащимся и преподавателям библиотечной школы, имеет профессионально-мировоззренческий характер. Оно преследует две цели: во-первых, познакомить библиотечную общественность с многообразием информационных наук, сложившимися в современном мире; во-вторых, предложить и обосновать ответ на вопрос «что такое информация?», соответствующий самоопределению библиотечно-библиографической практике.

Справочник школьного библиотекаря / авт.-сост. И. Б. Горшкова. – Волгоград : Учитель, [2015?]. – 201 с. : табл., схемы.

Пособие предлагает материалы по организации библиотечного обслуживания в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примеры составления отдельных видов проектных документов, планы и анализы работы библиотеки, различные мониторинги, которые при определенной доработке и внесении корректив могут использоваться для создания соответствующих аналогов документации в школьных библиотеках.

Издание предназначено для библиотекарей образовательных организаций, методистов по школьным библиотекам; рекомендовано к использованию на курсах переподготовки и повышения квалификации.

Справочно-поисковый аппарат библиотеки : учеб.-метод. пособие / Федер. гос. бюдж. учреждение науки Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; сост. А. А. Стукалова ; отв. ред. Г. А. Скарук. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2019. – 300 с. : ил., табл., схемы. – Библиогр.: с. 278–286. – В прил.: Положение о Совете по работе со справ.-библиогр. аппаратом (СПА).

В пособии представлен учебно-методический план, учебные программы по дисциплине «Справочно-поисковый аппарат (СПА) библиотеки», даны вопросы для самопроверки, контролирующие материалы, а также в краткой форме изложены основные темы курса: теоретические вопросы формирования СПА библиотеки, основные этапы организации, ведения и редактирования каталогов, особенности создания и поддержки СПА библиотек разных типов, характеристика традиционных и электронных каталогов различных видов.

Издание предназначено для студентов и преподавателей вузов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Читатель. Чтение. Книга : слов.-справ. для самостоят. работы в «книжном» пространстве / авт.-сост. Е. С. Романичева, Г. В. Пронцова. – Москва : Библиомир, 2018. – 207 с. : цв. ил.

Книга рассчитана на тех, кто хочет и готов самостоятельно научиться ориентироваться в книжном мире, выбирать книги и формировать свой собственный круг чтения, и на тех, кому трудно напрямую вступить в коммуникацию со «взрослым» читателем (библиотекарем, педагогом) и легче сделать это через «посредника» (словарь). Авторы-составители сопровождают каждую словарную статью интересными заданиями, которые могут выполняться юными читателями самостоятельно, в команде или при участии родителей, учителя или библиотекаря.