 |
Алешин Л. И. Материально-техническая база библиотек : учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. «Библ.-информ. деятельность» / Л. И. Алешин. – Москва: Форум, 2020. – 447 с. : ил., табл., схемы.
Книга отражает теоретические и практические аспекты компонентов, объединяемых понятием «материально-техническая база библиотек». Материал пособия поделен на разделы, посвященные зданиям библиотек, их инженерному оборудованию, библиотечной мебели, транспорту, аудиовидеотехническим средствам, средствам обеспечения безопасности, компьютеризации, интернетизации и копировально-множительной технике.
Издание в первую очередь позиционируется как учебное пособие для студентов библиотечно-информационного, а также строительно-дизайнерского профиля, но также будет полезна библиотекарям-практикам.
|
|
Баринова Е. Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС : учеб. пособие для вузов / Е. Б. Баринова. – Москва : Юрайт, 2021. – 146 с. : табл.
В пособии представлен учебный курс, направленный на формирование профессиональных компетенций, умений и практических навыков организации деятельности педагога-библиотекаря в школьной библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС. Рассматриваются вопросы нормативного регулирования работы школьных библиотек и педагогов-библиотекарей; применения библиотечных стандартов при работе с ресурсами школьных библиотек; формирования инфраструктуры чтения в школьных библиотеках; применения систем автоматизации библиотек и интернет-сервисов; организации внеучебной работы с учащимися. Пособие предназначено для специалистов сферы образования, преподавателей и студентов вузов.
|
 |
Библиотечно-информационная деятельность : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы по базовым дисциплинам по направлению подгот. «Библ.-информ. деятельность». – Москва : Колос-с, 2019 – . – (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).
Вып. 1 / сост.: В. Н. Маркова [и др.]. – 2019. – 290, [2] с. : табл.
Пособие предназначено студентам, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» и состоит из трех выпусков. Первый выпуск содержит программно-методические материалы для оптимизации самостоятельной работы в процессе изучения дисциплин «Документоведение», «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Информационная культура личности»: методические указания по подготовке к семинарским занятиям, выполнению практических заданий, написанию рефератов, эссе, курсовых работ, контрольные вопросы, тестовые задания, списки литературы и т.д.
|
 |
Дворовенко О. В. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие для вузов / О. В. Дворовенко. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2020. – 97 с. : табл. ; 24 см. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 78–82.
Кн. доступна на образоват. платформе «Юрайт» urait.ru, а также в мобил. прил. «Юрайт.Библиотека».
Маркетинговая деятельность библиотеки направлена на раскрытие потенциала учреждения для получения социальной и экономической выгоды. Изучение курса «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности» ставит своей целью формирование у студентов маркетингового мышления и четких представлений о направлениях маркетинговой деятельности применительно к библиотекам.
Учебное пособие содержит методические рекомендации для преподавателей по работе со студентами на лекционных и практических занятиях, а также для студентов по организации их самостоятельной работы. Теоретическая часть пособия составлена в виде путеводителя по литературе, охватывающей все темы лекционного курса. Представленные после каждой темы задания позволят студентам закрепить пройденный материал. Практические работы содержат подробную технологию выполнения заданий.
|
 |
Колкова Н. И. Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) : учеб. для вузов / Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2021. – 355 с. : табл., схемы.
Учебник содержит систематизированные знания по учебной дисциплине «Информационное обеспечение АБИС», которая относится к числу дисциплин, формирующих базовые компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», профиль подготовки «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Издание отражает весь комплекс вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией информационного обеспечения АБИС. Особое место уделено рассмотрению технологий создания электронных информационных ресурсов различных видов как важнейших компонентов автоматизированных библиотечно-информационных систем.
Учебник предназначен студентам и преподавателями вузов культуры, но может быть использован работниками библиотек и других информационных учреждений.
|
 |
Майстрович Т. В. Роль научных электронных библиотек в расширении пространства знаний : моногр. / Т. В. Майстрович ; Рос. акад. наук, М-во науки и высш. образования РФ, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, Фундамент. б-ка. – Москва : ИНИОН, 2020. – 245 с. : схемы.
В издании рассматривается комплекс вопросов, связанных с функционированием электронных научных библиотек и их ролью в современном процессе обмена знаниями. Для этого обосновываются понятия «электронная документная среда» и «электронное пространство знаний». В качестве основного объекта электронного пространства знаний рассматривается электронный документ, приводятся его основные свойства и характеристики, которые позволяют сформулировать видовые особенности научных электронных документов. Приведены конкретные результаты исследования документного наполнения сайтов научно-исследовательских учреждений. Обосновывается базовая роль научных электронных библиотек как субъектов электронного пространства знаний, выявляется их видовое разнообразие и функции в электронной среде. Предлагается концептуальная модель научной электронной библиотеки.
Исследование адресовано научным работникам в области социальной информатики, библиотековедения и документоведения, аспирантам, студентам и практикам информационно-библиотечной сферы.
|
 |
Меркулова А. Ш. Автоматизированные библиотечно-информационные системы : учеб. пособие для вузов / А. Ш. Меркулова. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2021. – 129 с. : ил., табл., схемы.
Учебное пособие является сборником практических работ по дисциплине «Автоматизированные библиотечно-информационные технологии». Работа с пособием способствует формированию у студентов умений реализовывать технологические процессы в автоматизированных библиотечно-информационных системах, используемых в российских библиотеках. Курс включает 13 практических занятий, на которых рассматриваются технологии комплектования фонда, оформления подписки на периодические издания, учета документов, формирования словарей и справочников, электронной книговыдачи, библиотечной статистики. Каждая работа сопровождается теоретическими сведениями по теме.
|
 |
Панкова Е. В. Электронное библиографическое пособие : практ. рук. для библ. работников / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – Москва : ФОРУМ, 2019. – 127 с. : ил. – Библиогр.: с. 112–113.
Пособие научит работников библиотек самостоятельно создавать электронные библиографические ресурсы стандартными средствами Word. Авторы, опираясь на традиционную методику составления библиографического пособия, показывают возможности ее реализации в автоматизированном режиме. В основу руководства положен комплекс практических работ, выполняемых студентами Санкт-Петербургского библиотечного техникума в рамках дисциплины «Информационные технологии в библиотечной работе».
|
 |
Систематизация по таблицам библиотечно-библиографической классификации : сб. метод. рек. / А. С. Адаменко, Н. Е. Васильева, Н. А. Волкова [и др.] ; М-во культуры Российской Федерации, Межведомств. рабочая группа по разраб. предложений по инновац. развитию б-к, Рос. гос. б-ка. — Москва : Пашков дом, 2018. – 170, [1] с. ; 20 см. – (Инновации в библиотеках). – Библиогр.: с. 154–170.
В издание включены материалы научно-практического семинара по сложным случаям систематизации, прошедшего 31 октября 2017 г., а также консультации главного редактора ББК Э. Р. Сукиасяна по различным вопросам, поступившим после семинара. В приложениях к сборнику публикуются рекомендации по подбору и обучению систематизаторов и список рекомендуемой литературы.
|
 |
Современный читатель в зеркале исследовательских проектов общедоступных библиотек / [Г. В. Бажутина, С. А. Басов, А. И. Водатурская и др.] ; сост.: Л. В. Глухова [и др.] ; науч. ред.: В. В. Ялышева ; Рос. нац. б-ка. – Санкт-Петербург : РНБ, 2018. – 224 с. : табл., схемы. – Авт. указ.: с. 222–224. – Библиогр. в подстроч. примеч.
В книге имеется краеведческий материал.
В сборник вошли работы участников Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение», проведенного в 2017 году Российской библиотечной ассоциацией совместно с Российской национальной библиотекой и Российской детской библиотекой. Представлена практика исследовательской деятельности в сфере изучения чтения молодежи и взрослых региональными и муниципальными библиотеками России. Материалы показывают современную картину чтения в библиотеках как универсальных учреждениях культуры, просвещения и социальной памяти регионов, а также могут служить ориентиром для специалистов библиотек, занимающихся исследованием читательских предпочтений.
|
|
Соколов А. В. Науки об информации для библиотекарей : монография / А. В. Соколов. – Москва : Юрайт, 2021. – 189 с. : табл.
В настоящее время информация становится важнейшим источником развития мировой экономики, главным ресурсом научно-технического прогресса и духовного творчества. Настоящее издание, адресованное библиотечным практикам, учащимся и преподавателям библиотечной школы, имеет профессионально-мировоззренческий характер. Оно преследует две цели: во-первых, познакомить библиотечную общественность с многообразием информационных наук, сложившимися в современном мире; во-вторых, предложить и обосновать ответ на вопрос «что такое информация?», соответствующий самоопределению библиотечно-библиографической практике.
|
 |
Справочник школьного библиотекаря / авт.-сост. И. Б. Горшкова. – Волгоград : Учитель, [2015?]. – 201 с. : табл., схемы.
Пособие предлагает материалы по организации библиотечного обслуживания в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, примеры составления отдельных видов проектных документов, планы и анализы работы библиотеки, различные мониторинги, которые при определенной доработке и внесении корректив могут использоваться для создания соответствующих аналогов документации в школьных библиотеках.
Издание предназначено для библиотекарей образовательных организаций, методистов по школьным библиотекам; рекомендовано к использованию на курсах переподготовки и повышения квалификации.
|
 |
Справочно-поисковый аппарат библиотеки : учеб.-метод. пособие / Федер. гос. бюдж. учреждение науки Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; сост. А. А. Стукалова ; отв. ред. Г. А. Скарук. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2019. – 300 с. : ил., табл., схемы. – Библиогр.: с. 278–286. – В прил.: Положение о Совете по работе со справ.-библиогр. аппаратом (СПА).
В пособии представлен учебно-методический план, учебные программы по дисциплине «Справочно-поисковый аппарат (СПА) библиотеки», даны вопросы для самопроверки, контролирующие материалы, а также в краткой форме изложены основные темы курса: теоретические вопросы формирования СПА библиотеки, основные этапы организации, ведения и редактирования каталогов, особенности создания и поддержки СПА библиотек разных типов, характеристика традиционных и электронных каталогов различных видов.
Издание предназначено для студентов и преподавателей вузов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
|
 |
Читатель. Чтение. Книга : слов.-справ. для самостоят. работы в «книжном» пространстве / авт.-сост. Е. С. Романичева, Г. В. Пронцова. – Москва : Библиомир, 2018. – 207 с. : цв. ил.
Книга рассчитана на тех, кто хочет и готов самостоятельно научиться ориентироваться в книжном мире, выбирать книги и формировать свой собственный круг чтения, и на тех, кому трудно напрямую вступить в коммуникацию со «взрослым» читателем (библиотекарем, педагогом) и легче сделать это через «посредника» (словарь). Авторы-составители сопровождают каждую словарную статью интересными заданиями, которые могут выполняться юными читателями самостоятельно, в команде или при участии родителей, учителя или библиотекаря.
|