80 лет
9 мая 1945 г. в Магадане около здания Главного управления Дальстроя (ныне Соборная площадь) состоялся общегородской митинг трудящихся, посвящённый окончанию Великой Отечественной войны. В тот же день на площади у Дома культуры звучал финал четвёртой симфонии П. И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра, в городском кинотеатре демонстрировался художественный фильм «В шесть часов вечера после войны», а в городском клубе профсоюза состоялся большой концерт художественной самодеятельности.
Жители нашего края всю войну трудились под лозунгом «Всё для фронта. Всё для победы!». Для решения задач ускоренного развития края в период войны необходимо было увеличить добычу золота и олова, реконструировать ремонтные предприятия, расширить топливно-энергетическую базу, освоить выпуск товаров народного потребления, обеспечить подъём сельского хозяйства. В валютном цехе страны в годы войны было открыто и введено в эксплуатацию несколько десятков новых месторождений полезных ископаемых, добыты сотни тонн золота, тысячи тонн олова, которые пошли на нужды военной промышленности.
Ввод в строй новых горнодобывающих предприятий значительно увеличил добычу металла. Даже сами названия носили отпечаток военного времени: прииски имени Тимошенко, Гастелло, «Панфиловский», рудник имени Матросова и другие. За годы войны на самых перспективных месторождениях были организованы 7 рудников, 15 приисков и одна золотоизвлекательная фабрика. Значительная часть добычи олова приходилась на организованные в начале 1941 г. прииск «Красноармейский» и рудник «Валькумей». На приисках и рудниках увеличение добычи металла происходило также за счёт механизации горных работ. На Марчеканском механическом заводе начали изготовлять скрубберы, позволявшие значительно повысить производительность труда на промывке песков. На Магаданском авторемонтном заводе было налажено производство экскаваторов типа «Кунгурец», с 1944 г. на вскрышных работах использовали бульдозеры. Для оказания помощи в добыче металла в период промывочных сезонов на прииски направлялись бригады промывальщиков из числа рабочих и служащих других отраслей хозяйства. С целью поощрения передовых горняцких коллективов Государственный Комитет Обороны (ГКО) учредил переходящее Красное знамя и премии. Ими были награждены коллективы почти всех горных управлений, приисков имени Ворошилова, «Ударник», «Красноармейский», имени Водопьянова и других предприятий.
Перед геологами стояла трудная задача – обеспечить максимально возможные размеры прироста запасов в короткие сроки. Благодаря использованию аэрофотосъёмки в годы войны были открыты месторождения золота, олова (в бассейнах Берелёха, Кулу, Теньки, Детрина, Омчакский узел и др.), вольфрама, угля, строительных материалов. Богатый опыт геологов-практиков был обобщён на II конференции работников геолого-разведочной службы Дальстроя в 1944 г. Геологи приняли решение о необходимости значительного расширения работ по разведке россыпных и рудных месторождений ценных металлов.
В итоге напряжённой работы только за 1941–1944 гг. было выявлено не менее 150 новых россыпных месторождений золота (из них 80 сданы в эксплуатацию), 12 новых оловорудных месторождений (6 сданы в эксплуатацию), 3 вольфрамовых и 2 кобальтовых месторождения.
Наиболее отличившиеся геологи Дальстроя Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 26 января 1946 г. были удостоены звания лауреатов Сталинской премии 1-й степени. Среди них Б. И. Вронский, М. М. Дубовик, Б. Н. Ерофеев, И. Н. Зубрев, В. Т. Матвеенко, С. Д. Раковский, Б. Л. Флёров, В. А. Цареградский, Е. Т. Шаталов, П. М. Шумилов.
Особое внимание было уделено развитию ремонтной базы. Нужна была своя сталь. Южное горнопромышленное управление Дальстроя получило правительственное задание – создать на Колыме мартеновскую базу. Менее полутора лет потребовалось строителям, чтобы построить мартен на Колыме. 9 декабря 1942 г. была проведена первая плавка в новом цехе Оротуканских ремонтно-механических мастерских. Предприятия получили необходимое стальное литьё. Введение в строй Центральных электротехнических мастерских в п. Атка позволило обеспечить предприятия Дальстроя электролампами, сварочными аппаратами, электропроводами, измерительными приборами.
Значительное развитие получила топливно-энергетическая база области. В 1941 г. началась эксплуатация крупнейшего на Чукотке Беринговского месторождения угля. В 1943 г. вступили в строй шахты в Омсукчане, а на следующий год – на ключе Первомайский. К концу войны в области работало 25 шахт, которые позволили увеличить добычу угля по сравнению с 1940 г. в 5,6 раза. Рост добычи угля, в свою очередь, дал мощный толчок развитию энергетики. В период войны были построены крупные электростанции в Магадане, Омсукчане, на Индигирке, Аркагале. Производство электроэнергии увеличилось в 3,5 раза.
В военный период был значительно увеличен выпуск товаров народного потребления местного производства, расширился ассортимент выпускаемой продукции. В Магаданском промкомбинате шили одежду и обувь, изготовляли мебель и металлическую посуду. Вступивший в строй в феврале 1942 г. стекольный завод стал выпускать оконные стёкла, автомобильные фары, изоляторы для линий электропередачи, стеклянную посуду. Был налажен выпуск мыла, зубного порошка, ваты, витаминных средств, гвоздей, ваксы и многое другое.
Сокращение доставки жидкого топлива потребовало коренной перестройки работы автомобильного транспорта. На машинах вместо двигателей внутреннего сгорания устанавливались газогенераторы. Топливом для них служили деревянные чурки и брикетированный торф. Были построены автомобильные дороги: Нелькоба – Кулу – прииск имени М. Расковой (186 км), Берелёх – Кадыкчан (92 км), Певек – «Красноармейский» (86 км).
Через территорию Колымы и Чукотки пролегала знаменитая авиатрасса Аляска – Сибирь (АлСиб), по которой на фронт было перегнано около 8 тысяч самолётов. Для перегонки боевых самолётов из США были построены основные и запасные аэродромы, посадочные полосы в Анадыре, Марково, Сеймчане, Уэлькале.
Потребности военного времени вызвали увеличение темпов развития сельского хозяйства. Впервые колымчане занялись огородничеством. Развивалось оленеводство, морской зверобойный и охотничий промыслы. Продолжалось организационное укрепление существующих и создание новых сельскохозяйственных предприятий. Велик вклад тружеников сельского хозяйства в сбор средств и продуктов своего труда в фонд обороны страны. 28 января 1943 г. колхозники Северо-Эвенского района получили благодарственную телеграмму Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина за сдачу 720 оленей и сбор 115 тысяч рублей на строительство самолётов «Колхозник Колымы».
Великая Отечественная война ярко продемонстрировала высокий патриотический дух тружеников Колымы и Чукотки. Первым порывом многих северян было немедленно выехать на фронт. Тысячи заявлений, писем с требованием направить на передовую приходили в военкоматы, направлялись в Москву. Но удовлетворить просьбы всех было невозможно, ведь в годы войны как никогда необходимы были стране добываемые тружениками Северо-Востока металлы – олово и золото. Тысячи дальстроевцев включались в социалистическое соревнование. Коллективы предприятий боролись за переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Высшей формой стали соревнования так называемых «фронтовых бригад», выполнявших нормы на 200–400 процентов. Члены этих бригад трудились за себя и ушедших на фронт товарищей. Свыше 200 комсомольско-молодёжных бригад действовало на предприятиях Дальстроя. На руднике имени Лазо бригада комсомольца М. Татарчука ежедневно давала по три-четыре нормы. На руднике имени Матросова на 200–300 процентов выполняли планы стахановцы-бурильщики и откатчики Рудаков, Васильев, Абрамов, Козлов и другие. В период промывочного сезона первого военного года свыше 400 молодых рабочих Южного горнопромышленного управления выполнили по два годовых плана. Строгальщик механического цеха Центральных авторемонтных мастерских Н. Ф. Панфилов выполнил срочное задание без выхода из цеха за 25 часов вместо 40 по норме. Знатный лотошник прииска «Стахановец» Умалатов с двумя другими рабочими дали 3 октября 1942 г. сорок норм. Коллектив термического цеха АРЗа с 28 по 31 января 1942 г. работал, не уходя с производства. Во время рейса из Магадана в Якутию на Индигирке провалилась в наледь автомашина с ценным грузом. Чтобы спасти транспорт, шофёр Хоменко ломом и лопатой снимал лёд вокруг автомашины и прицепа. Целый месяц он нёс свою вахту среди замёрзшей реки, жил в кабине, обогревался у костра, друзья снабжали его продуктами. И он освободил машину из ледяного плена вместе с грузом.
За героический труд в годы войны коллектив Дальстроя 24 февраля 1945 г. был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 39 854 раза труженики края были награждены орденами и медалями, в том числе орденом Ленина – 36 раз, орденом Трудового Красного Знамени – 183 раза, орденом Красной Звезды – 120 раз, орденом «Знак Почёта» – 477 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1944 г. звание Героя Социалистического Труда было присвоено начальнику Дальстроя И. Ф. Никишову и начальнику Геолого-разведочного управления В. А. Цареградскому. Тысячи заключённых были досрочно освобождены, многим сократили сроки наказания.
Северяне, как и все трудящиеся страны, приняли самое активное участие в создании фонда обороны. Повсеместно вносились средства, на которые строились эскадрильи самолётов «Комсомолец Колымы» и «Комсомолец Дальстроя». Бомбили фашистов боевые самолёты «Колымский колхозник», «Советский полярник» и «Полярник бухты Угольная». На добровольные взносы трудящихся были построены танковые колонны «От трудящихся Дальстроя», «Горняк Северного управления Дальстроя» и другие.
Добровольный взнос трудящихся Колымы и Чукотки в фонд обороны составил более 500 миллионов рублей – это более трети всех средств, собранных трудящимися всего Дальнего Востока. Л. М. Муляр внёс в фонд обороны Родины около 100 тысяч рублей. Многие колымчане на свои сбережения строили танки и уходили на них бить фашистов. Это Алексей Ефанов, Иван Конюхов, Михаил Щеглов и другие. Высокий гражданский подвиг совершили супруги Александра и Иван Бойко. На собственные сбережения – 50 тысяч рублей – они приобрели танк и успешно воевали на нём. Свой боевой путь наши славные земляки закончили в Чехословакии. За боевые заслуги командир экипажа Александра Бойко была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, водитель Иван Бойко – орденом Красного Знамени. Более 60 колымчан уничтожали врага на танках, приобретённых на свои деньги.
Молодые колымчане образовывали фронтовые комсомольско-молодёжные бригады, принимали участие в субботниках, отказывались от процентных надбавок и отчисляли их в фонд обороны в течение всей войны. Посильную помощь взрослым оказывали школьники. Они мыли золото, ловили рыбу, собирали ягоду и шишки стланика, готовили подарки бойцам и детям Ленинграда, Сталинграда. За годы войны они собрали свыше 250 тысяч рублей на бронемашины и танк «Пионер Колымы», а после того, как юные ленинцы сдали 120 тысяч рублей на танковую колонну, из Москвы пришла телеграмма от И. В. Сталина: «Передайте пионерам и школьникам Колымы, собравшим деньги на строительство танковой колонны “Юный пионер”, благодарность Красной Армии и мои пожелания здоровья и успехов в учёбе и общественной работе».
Наши земляки героически боролись с врагами Родины на фронтах войны. С фашистами сражались около восьми тысяч человек – представителей всех национальностей края. В Музее истории обороны Ленинграда хранится обагрённый кровью комсомольский билет Героя Советского Союза И. К. Скуридина, повторившего подвиг Александра Матросова. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено Н. А. Васильеву, В. И. Еронько, В. Г. Жеребцову, Н. Ф. Ишутину, Д. А. Купцову, А. Я. Липунову, И. П. Орлову, К. И. Ракутину, С. И. Шершавину, А. А. Шумейко, до войны работавшим на Колыме и Чукотке. Известны имена первых лётчиков-чукчей Тимофея Елкова (погиб 26 июня 1944 г. в ходе Выбогской наступательной операции), Дмитрия Тымнетагина («воздушный каюр» полярной авиации, перевозил грузы, пассажиров, ходил в ледовую разведку, проводил суда Северным морским путём, перегонял самолёты по АлСибу) и других. Художник-косторез, первым прославивший Уэлен замечательной гравюрой на моржовом клыке «Легенда о Ленине», Михаил Вуквол погиб в 1942 г.
В 1942 г. в городе Магадане была сформирована Вторая отдельная стрелковая бригада из выпускников первой магаданской, Ольской, Арманской и Тауйской школ. Молодые солдаты участвовали в войне против Японии, освобождали Южный Сахалин и Курилы.
В послевоенные годы сотни участников войны приезжали на Колыму и Чукотку, чтобы совершать подвиги уже на трудовом фронте. Среди них Герои Советского Союза Н. А. Акишин, М. В. Ашик, В. А. Борисов, Ю. И. Гулин, Н. Ф. Закутенко, Г. П. Казаков, Н. А. Кривенко, А. В. Ларин, И. Г. Ледовский, А. Н. Логунов, Б. В. Махотин, С. А. Неустроев, П. И. Никулин, Н. Н. Олешев, В. И. Приходцев, Д. Д. Скворцов, В. А. Стёпин, М. М. Сурошников, Н. Е. Шамшик, Б. Н. Юносов.
9 мая 1991 г. на проспекте Карла Маркса в центре Магадана в торжественной обстановке был открыт памятник «Узел памяти», символизирующий трудовое и боевое участие северян в Великой Отечественной войне. Памятник представляет собой архитектурно-скульптурный ансамбль, доминантой которого является установленная на специально изготовленном из гранитных плит подиуме монументальная скульптурная группа, отлитая из бронзы. В центре – фигура женщины с ребёнком, олицетворяющая собой Родину-Мать. Вокруг неё три символические скульптуры: солдат с автоматом – защитник Отечества, геолог-первооткрыватель месторождений и узник ГУЛАГА. На сооружение памятника пошли добровольные пожертвования трудящихся области и выделенные средства из фонда благоустройства города. 9 мая 1995 г. возле мемориала «Узел памяти» состоялось открытие мартиролога на бетонных плитах – памятника колымчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны. На нём имена погибших или пропавших без вести воинов, призванных на фронт с территории Колымы и Чукотки, а также лётчиков авиадивизии, осуществлявшей перегонку американских самолётов по Особой воздушной трассе Аляска – Сибирь – фронт. 9 мая 2010 г. здесь открыта стела памяти магаданцев – Героев Советского Союза. На стеле увековечены фамилии пятерых героев, призванных на фронт с территории Колымы: И. П. Орлова, В. И. Еронько, Д. А. Купцова, С. И. Шершавина, А. Я. Липунова. В этом же году скверу с монументом «Узел памяти» присвоено наименование Сквер Победы.
9 мая 2020 г. на 13-м км Колымской трассы открыли памятник лётчикам – героям АлСиба, представляющий собой изваяние, на котором в бронзе запечатлено рукопожатие американского и советского лётчиков. На фоне этих скульптур – крыло самолёта военных лет.
В 1995–1996 гг. Магаданское книжное издательство выпустило двухтомную Книгу Памяти. В первом томе помещён мартиролог – перечень имён погибших и пропавших без вести, выявленных рабочей группой (всего 580 имён плюс 35 авиаторов перегоночной авиадивизии; эти данные не исчерпывающие), во второй – очерки магаданских историков, всесторонне освещающие вклад жителей Колымы и Чукотки, коллектива треста «Дальстрой» в Великую Победу. Как и Книги Памяти других регионов России, магаданская хранится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе в Москве.
20 мая 2021 г. на заседании организационного комитета «Победа», которое провёл Президент России Владимир Путин, было объявлено о решении присвоить Магадану почётное звание «Город трудовой доблести». В сентябре 2022 г. в столице Колымы состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса «Город трудовой доблести». Он украсил площадь на кольцевой развязке 31-го квартала. Центральный элемент комплекса – стела высотой 15 м. Её обрамляет полукруглый пилон, выполненный в технике графического коллажа с историческими фотографиями, рассказывающими о трудовом вкладе колымчан в Победу в Великой Отечественной войне.
СМ.: Время. События. Люди : Колыма и Чукотка в годы Великой Отечеств. войны 1941–1945 гг. / [сост.: Б. И. Мухачёв, Л. И. Юрченко]. – Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1970. – 317 с. : фот.; В шесть часов вечера после войны // Магадан. правда. – 1975. – 27 апр. – Перепеч. из газ. «Совет. Колыма» за 10 мая 1945 г.; Магадан. Конспект прошлого : годы. Люди. Проблемы : [хроника, 1929–1989 гг. / сост. А. Г. Козлов]. – Магадан, 1989. – С. 132; Память : вспомним всех поимённо : [в 2 кн. / редкол.: Б. И. Мухачёв (отв. ред.) и др.]. – Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1995–1996; Землякам, приближавшим Победу : 60-летию Великой Победы посвящается / [авт.-сост. А. И. Широков и др.]. – Магадан : Охотник, 2005. – 180 с. : ил., портр.; Райзман Д. И. Помним вас, земляки / Д. И. Райзман. – Магадан : СВГУ, 2010. – 155 с. : ил.; Герои Отечества. Колыма и Чукотка : Герои Совет. Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы ; Герои Социалист. Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы : биобиблиогр. справ. / ОГАУК «Магадан. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина» ; сост. И. М. Морякова. – Магадан : Охотник, 2020. – 149 с. : ил.; В Магадане открыли стелу «Город трудовой доблести». – Текст. Изображение : электронные // Единая Россия : [сайт]. – URL: https://magadan.er.ru/activity/news/v-magadane-otkryli-stelu-gorod-trudovoj-doblesti (дата обращения: 20.05.2024); Магадану присвоено почётное звание «Город трудовой доблести». – Текст : электронный // Правительство Магаданской области : [сайт]. – URL: https://www.49gov.ru/press/press_releases/index.php?id_4=62607 (дата обращения: 20.05.2024).