Колымская трасса, автомобильная дорога

Колымское шоссе90 лет с начала строительства

 

Летом 1932 г. началось строительство центральной улицы Магадана – Колымского шоссе, плавно переходящей в знаменитую Колымскую автомагистраль, строительство которой закончилось в 1952 г., связав Магадан и Усть-Неру (Якутия) трассой протяженностью 1 042 километра.

В постановлениях ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР настоятельно и особо указывалось на необходимость форсирования строительства дороги от бухты Нагаева к местам добычи золота. Поэтому Дальстрой наряду с разведкой недр, организацией приисков и добычей драгоценного металла сосредоточил внимание и на строительстве автодороги в районы горных управлений. При изысканиях трассы начальники полевых партий стремились обеспечить кратчайшее расстояние и одновременно максимально приблизить её к карьерам грунтов для отсыпки полотна. Это привело к тому, что все нынешние автодороги Магаданской области, как правило, проходят, следуя рельефу местности. Поэтому Колымская трасса имеет большой процент криволинейных участков.

К ноябрю 1933 г. строительство двухсот километров дороги облегчённого типа было в основном закончено. К началу 1941 г. дорога была построена до пос. Сусуман (650 км). Война замедлила темпы строительства, однако в 1943 г. на Индигирке были обнаружены крупные месторождения золота, а так как Колымская трасса прилегала к этим районам, то решено было продолжить её строительство, изменив направление. Для 1943–1945 гг. наиболее характерной чертой является строительство автозимников в тех районах, где должна была проходить трасса: Дальстрой не имел достаточных средств для строительства капитальной дороги. Тяжёлым испытанием для новых дорог явилось движение по ним грузовых автомобилей «Даймонд», вес которых с грузом составлял около 60 тонн. Эти автомобили разбивали дорожное полотно, разрушали мосты, построенные через колымские реки. Только в мае 1948 г. движение «Даймондов» по автотрассе прекратилось. Начиная с 1949 г. основные средства шли на строительство капитальной дороги. В 1952 г. строительство Колымской трассы было закончено в пос. Усть-Нера в Якутии.

Колымская трасса сыграла значительную роль в развитии края: именно она дала толчок к более быстрому его освоению; в связи с её постройкой были сокращены сроки ввода в действие приисков; благодаря завезённому по трассе горному оборудованию была увеличена золотодобыча; строительство трассы обогатило дорожников опытом строительства дорог на вечной мерзлоте.

Административно трасса разделена на две части. Раньше она полностью находилась в оперативном управлении структуры Росавтодора – Упрдор «Магадан». В 2014 г. трассу «Колыма» передали в управление якутскому подразделению Федерального дорожного агентства – Упрдор «Вилюй». А в начале 2020 г. открылся магаданский филиал ДСД «Дальний Восток», в подчинение которого отошли 834 «магаданских» километра дороги от Делянкира до Магадана.

В 2007 г. на 25-м километре основной трассы был установлен мемориал магаданским дорожникам. В центре памятника – барельеф трагически погибшего дорожника почётного гражданина Магаданской области В. А. Каликяна и надпись: «Памятью в веках об этих людях Колымы дорога пролегла». По бокам – названия предприятий с перечнем фамилий прорабов, мастеров, механизаторов, водителей. Рядом – родник, устроена площадка для отдыха и памятный крест с надписью: «Дар магаданцам от дорожников».

Круглогодичное транспортное сообщение между Якутском и Магаданом действовало вплоть до 1990-х гг., когда из-за прекращения финансирования не были восстановлены несколько размытых участков на территории Якутии. В 2008 г. грунтовые разрывы на участке Кюбюма–Селирикан были устранены. Торжественная церемония по открытию трассы состоялась в Оймяконском улусе Республики Саха (Якутия) на 919-м км федеральной дороги «Колыма». В честь этого события и в память строителей трассы была открыта и освящена стела-монумент «Колыма из слёз восстала», посвящённая узникам лагерей, построившим дорогу.

По сей день автомобильная дорога федерального значения «Колыма» обеспечивает связь Магаданской области с другими регионами России. Реконструкция и строительство дороги включено в «Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.», утверждённую Правительством РФ в 2009 г.

СМ.: Хлыпалов В. М. Из истории строительства Колымской трассы // Экономические и исторические исследования на Северо-Востоке СССР. – Магадан, 1976. – С. 115–120; Лукин И. И. Дороги // Лукин И. И. Первостроители / И. И Лукин. – Магадан, 1986. – С. 112–164; Козлов А. От Магадана в глубь тайги // Магадан. правда. – 1997. – 17 июля; Попов В. Строил Дальстрой // Автомоб. дороги. – 1999. – № 5. – С. 42–43. – («Золотое кольцо» Колымы); Навасардов А. С. Дорожное строительство // Навасардов А. С. Транспортное освоение Северо-Востока России в 1932–1937 гг. / А. С. Навасардов. – Магадан, 2002. – С. 102–135; Подкуйко С. Колыму спасает «Колыма» // Рос. Федерация сегодня. – 2006. – № 23. – С. 75–77 : ил.; Мурлин А. Приезжайте к нам на «Колыму» // Рос. газ. – 2008. – 30 окт. – С. 11 : фот.; Хватит латать – надо строить / подгот. В. Братчикова, Н. Проказов] // Рос. Федерация сегодня. – 2008. – № 19. – С. 44–46 : цв. фот.; Бояркин Г. И радуется душа // Магадан. правда. – 2009. – 14 авг. – С. 15 : фот.; Зеленков С. Трасса без хозяина / [с координатором проекта «Дорожная инспекция ОНФ» беседовала Н. Мифтахутдинова] // Рос. газ. – 2021. – 9 сент. – С. 14; История строительства Колымской трассы. – Текст : электронный // Колыма.ru. – URL: https://kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=498 (дата обращения: 07.06.2021).