Магаданский морской торговый порт

90 лет

 

ПортСеверное побережье Охотоморья начало обживаться в конце 1920-х гг., когда по инициативе Комитета Севера в бухте Нагаева была открыта Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза. Вскоре рядом с ней на северном берегу удобной бухты было организовано агентство Дальневосточного морского пароходства. Разгрузка судов осуществлялась на рейде в нескольких километрах от берега, летом – на кунгасы и катера, зимой – прямо на лёд, а затем на санях, запряжённых лошадьми, или на тракторных волокушах грузы доставляли к складам. Первая попытка построить временный пирс в сентябре 1930 г. закончилась неудачей. За несколько дней до прихода парохода «Теодор Нетте» с семью тысячами тонн груза на борту над бухтой Нагаева пронёсся ураган и сломал все береговые постройки, потопил баржи и катера. Начать разгрузку было невозможно. Наскоро построенный временный пирс просуществовал недолго – штормовой ветер его разрушил, и было принято решение осуществлять выгрузку прямо на лёд. В тяжелейших условиях люди, выбиваясь из сил, продолжали работать. В эту ночь погибли (замерзли) прораб Сергей Барков и его жена Елена. «Если мы построим порт, будет решена задача первостепенной важности. За навигацию мы сможем принимать около 200 судов, а это значит, что на Колыму будет поступать около миллиона грузов в год, и тогда мы удовлетворим потребности в них не только геологов, но и горной промышленности. Откроется широкий доступ к богатствам северо-востока. Порт для нас значит – жизнь», – так писал в своём дневнике С. Барков, отдавший свою жизнь во имя осуществления этой мечты.

4 февраля 1932 г. в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин» прибыло руководство организованного в ноябре 1931 г. Государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой» во главе с директором Э. П. Берзиным. Морагентство перешло в его ведение и стало именоваться Мортранс Дальстроя. Вскоре поток грузов для треста значительно увеличился: в 1932 г. грузооборот составил 61 тысячу тонн. Силами Мортранса с ним уже не удавалось справиться, да и выгрузка с рейда не удовлетворяла всё возрастающие потребности осваиваемого края. Остро встала необходимость в строительстве морского порта, надёжных причалов.

9 января 1933 г. Э. П. Берзин издал приказ об организации конторы «Строительство порта бухты Нагаева». Начальником строительства порта был назначен инженер П. П. Будзко. Вскоре все предварительные работы были выполнены и началось возведение подсобных помещений, расчистка причальной площади и постройка первого деревянного причала-ряжа размером 21,12х12,4 м, высотой 15,9 м, соединённого с берегом дамбой. В 1933 г. для площадки порта было заготовлено около 100 тысяч кв. м скального грунта, две тысячи штук брёвен. Все работы проводились практически вручную, почти при полном отсутствии механизмов. Даже многотонный ряж был опущен в воду без тракторов и лебёдок. Одновременно прокладывали дорогу от будущего порта. Спустя 11 месяцев причальная площадка охватывала территорию в 20 тысяч кв. м.

6 декабря 1933 г. к ещё не достроенному причалу пришвартовался пароход «Уэлен» – именно эту дату считают официальным днём рождения порта. Окончательное строительство первого причала было завершено 4 июня 1934 г.

Через два года порт получил официальный статус: постановление Совнаркома СССР от 29 июня 1936 г. определило: «Считать Нагаево (Охотское море) портом III разряда, возложив административное управление указанным портом на дирекцию гостреста «Дальстрой». Обязать НКВД СССР включить порт в список портов СССР». Первым начальником морского транспорта Дальстроя, который одновременно исполнял обязанности начальника порта, был Э. О. Лапин, репрессированный.

Уже в 1937 г. нагаевцы перегрузили для нужд территории свыше 350 тысяч тонн грузов разного назначения: технику, материалы, продовольствие – всё, в чём нуждалась Колыма. Морем прибыли первые самолёты магаданской авиации, первые автомобили, тракторы. 18 июля 1937 г. газета «Советская Колыма» сообщила о завершении строительства дороги Нагаево – бухта Гертнера и комплекса морского порта. Значительно удлинилась причальная линия, расширилась портовая площадь.

С середины 1930-х гг. к причалам порта в бухте Нагаева стали подходить самые большие суда Тихоокеанского бассейна – закупленные в Голландии пароходы «Джурма», «Кулу» и «Ягода», входившие в состав тогда же сформированного морского флота Дальстроя. Позднее к ним присоединились и другие, среди которых были пароходы «Николай Ежов» и «Индигирка», теплоход «Советская Латвия». На них доставляли не только грузы, но и рабочую силу – заключённых и вольнонаёмных.

В 1940 г. вступил в строй второй причал. В годы Великой Отечественной войны Нагаевский порт стал важным стратегическим пунктом на берегу Охотского моря. Например, только в 1943 г. он переработал 354 тысячи тонн грузов. В то же время суда морфлота Дальстроя занимались перевозкой грузов по поставкам ленд-лиза из портов США. Нагаевцы перечисляли личные сбережения в Фонд обороны, многие добивались отправки на фронт и уходили воевать добровольцами. Даже в такое непростое время руководство порта думало о развитии предприятия, о механизации основных производственных процессов для увеличения пропускной способности. К 1943 г. в Магадан были доставлены по морю первые восемь кранов общей грузоподъемностью 64 тонны, а ещё через год порт получил автопогрузчики и катучие краны по 15 тонн грузоподъёмности каждый. Развивалась и инфраструктура: строились подъездные дороги, складские помещения, была создана своя автобаза, а главное, возведён третий причал. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны многие труженики порта были награждены орденами и медалями СССР.

Сразу после окончания войны порт стал расширяться. В 1952 г. здесь был смонтирован первый портальный кран типа «Вашингтон» грузоподъёмностью 41,5 тонны, построены два капитальных склада и автовесовая. На следующий год грузооборот порта уже составлял более 500 тысяч тонн в навигацию.

После упразднения Дальстроя Министерство морского транспорта СССР 23 августа 1957 г. передало магаданский порт в ведение Дальневосточного морского пароходства. Это способствовало более быстрому и продуманному техническому перевооружению предприятия. На смену грузчику, занимающемуся перевалкой тяжестей с помощью мускульной силы, шёл квалифицированный портовый рабочий – специалист, имеющий среднее образование, умеющий работать на авто- и электропогрузчиках, кране, лебёдке, способный заменить товарища на любом механизме. Зарождались комплексные бригады, которые затем преобразовывались в укрупнённые, способные собственными силами перемещать любые грузы по различным технологическим схемам. В сентябре 1960 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями многих работников Нагаевского порта.

25 мая 1963 г. впервые в истории порта ледокол «Москва» осуществил зимнюю проводку судов, чем положил начало круглогодичной проводке судов. В 1965 г. объём грузоперевозок возрос до 934 тысяч тонн, а комплексная механизация работ составляла 50,8%. Под руководством талантливого руководителя А. Н. Шевченко, который руководил предприятием почти 15 лет (1956–1971 гг.), был разработан генеральный план реконструкции порта. Александр Никитович одним из первых удостоился звания «Почётный гражданин города Магадана», его именем назван теплоход океанского класса «Капитан Шевченко».

В 1977 г. нагаевцы становятся победителями Всесоюзного социалистического соревнования, опыт их работы получает широкое распространение среди родственных предприятий отрасли.

16 мая 1977 г. порт Нагаево был переименован в Магаданский морской торговый порт. Через год, 14 июня 1978 г., создаётся Магаданский транспортный узел, в основную задачу которого входило обеспечение поставок материально-технических ресурсов для нормальной деятельности промышленных предприятий, строек и торговых организаций области. Основную роль в работе узла играет магаданский порт.

За успехи в ускорении обработки судов и широкое внедрение передовой технологии погрузочно-разгрузочных работ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1981 г. Магаданский морской торговый порт награждён орденом «Знак Почёта».

В 1983 г. Магаданский торговый порт перерабатывает уже 2,5 тысячи тонн грузов. В 1984 г. вступает в строй информационно-вычислительный центр, что позволяет полностью автоматизировать управление технологическими процессами на контейнерном терминале. А в декабре 1988 г. порт празднует долгожданную победу – выход предприятия на обработку 3 млн тонн грузов. К этому сроку порт превращается в крупное специализированное предприятие с замкнутым циклом производства. В эти годы по всей стране гремела слава магаданских передовиков – докеров-бригадиров А. С. Амвросова, В. А. Гусарова, Н. П. Грамотенко и др.

Произошедшая в годы перестройки реорганизация привела к созданию в середине 1990-х гг. АО «Магаданский морской торговый порт». В 1995 г. ему был присвоен статус международного. Сложная социально-экономическая ситуация привела к введению внешнего управления, которое продлилось несколько лет. Лишь в августе 2000 г. процедура банкротства ОАО была прекращена, на смену внешнему управляющему пришёл новый генеральный директор. С мая 2002 г. генеральным директором порта являлся А. А. Зинченко, бывший заместитель губернатора В. И. Цветкова. В 2004 г. блокирующий пакет акций предприятия (25,5%) был выставлен на аукцион и приобретён московским ООО «Новая формация». В 2009 г. порт внесён в реестр морских портов России. С июня 2013 г. генеральный директор – А. Г. Горбов.

Сегодня Магаданский торговый порт – крупнейший на Северо-Востоке России порт с круглогодичным режимом работы. Через него осуществляется основная транспортная связь Магадана и центральных районов Колымы с морскими портами Дальнего Востока и соседних государств Тихоокеанского региона.

Морской порт Магадан расположен на стыке двух транспортных магистралей – морского транспортного пути и Колымской трассы протяжённостью 2 021 км. Пропускная способность составляет 2 790 тысяч тонн в год, в том числе: наливные 200 тысяч тонн в год, сухие 2 050 тысяч тонн в год, контейнеры 45 тысяч TEU в год. Общий грузооборот в 2021 г. составил более 1 200 тысяч тонн. В порту имеется 13 причалов, из которых 3 для нефтепродуктов, 2 для контейнеров и 8 для других грузов. Комплекс механизмов и оборудования, открытые и крытые складские помещения, пограничный и таможенный посты позволяют оказывать клиентам полный набор услуг в соответствии с современными требованиями по погрузке, выгрузке, хранению грузов, буксировке при швартовых операциях, по предоставлению причалов и т. д. Магаданский морской порт относится к группе портов, обеспечивающих перевалку в основном каботажных грузов «северного завоза», поступающих морским транспортом в регион.

Морской транспорт имеет важнейшее значение в транспортной схеме доставки и отправления грузов в область и за её пределы. Около 99% грузов на этих направлениях перевозятся морским транспортом, в том числе 100% твёрдого, жидкого топлива, тяжёлой техники и строительных материалов.

СМ.: Магаданский морской торговый порт, 1933–1983 : [плакат] / Магадан. обл. б-ка им. А. С. Пушкина, Магадан. обл. краевед. музей, Магадан. мор. торговый порт ; сост. Т. М. Хворостянко. – Магадан, 1983. – 1 л.; Фатеев В. М. Седьмой причал : Магадан. мор. торговому порту – 50 лет / В. М. Фатеев. – Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1985. – 128 с. : ил.; Магадан : путеводитель-справ. / сост. Л. И. Комарова. – Магадан, 1989. – С. 53–56; Магадан : рек. указ. лит. / Магадан. обл. универс. науч. б-ка, Библиогр. отд. – Магадан, 1990. – С. 78–80; Магаданский морской торговый порт // Золотая книга России. Год 2002-й : информ.-аналит. альм. / Междунар. ассоц. журналистов «АСМО-пресс» [и др.]. – Москва, 2002. – [Ч. 1]. – С. 436. – (XXI век. Элита бизнеса); Козлов А. Морские ворота Колымы // Магадан. правда. – 2003. – 28 янв. – С. 5 : фот.; Морские ворота Колымы : Магадан. мор. торговому порту 70 лет. – Хабаровск : Приамур. ведомости, 2003. – 60 с. : цв. ил.; Зинченко А. Андрей Зинченко: «Главная задача порта – модернизация» // Регион [Магадан]. – 2004. – 1–7 янв. (№ 1). – С. 3; Забалканская И. Надёжный причал // Колым. РегиоN [Магадан]. – 2006. – 29 июня–5 июля (№ 26). – С. 2 : фот.; Кудзиева И. Есть будущее у морских ворот Колымы // Магадан. правда. – 2008. – 5 авг. – С. 1; Магаданский морской торговый порт увеличил переработку грузов // Рос. газ. – 2012. – 15 марта. – С. 16; Навасардов А. Нагаевский миллионщик // Магадан. правда. – 2013. – 27 сентября. – С. 19 : фот.; Навасардов А. Орденоносный Магаданский порт // Магадан. правда. – 2013. – 11 октября. – С. 20 : фот.; Второе дыхание : 85 лет Магадан. мор. торговому порту : [фотоальбом / Магадан. мор. торговый порт ; редкол.: А. Горбов, Н. Слотина, П. Жданов]. – Магадан : Охотник, 2018. – 119 с. : цв. ил.; Магаданский торговый порт. – Текст : электронный // Моя родина – Магадан : [сайт]. – URL: https://www.kolymastory.ru/glavnaya/morskie-vorota-kolymy/magadanskij-torgovyj-port/ (дата обращения: 08.08.2022); Морской порт Магадан. – Текст : электронный // Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива : [сайт]. – URL: http://ampvanino.ru/magadan/ (дата обращения: 08.08.2022); Магаданский морской торговый порт : [сайт]. – URL: http://www.magadanport.ru/main/ (дата обращения: 08.08.2022). – Текст : электронный.