Магаданский морской торговый порт

85 лет со дня начала работы

 

9 января 1933 г. директор государственного треста «Дальстрой» Э. П. Берзин издал приказ об организации конторы «Строительство порта бухты Нагаева». Начальником строительства был назначен инженер П. П. Будзко. Вскоре все предварительные работы были выполнены и началось возведение подсобных помещений (для рабочих-заключенных), расчистка причальной площади и постройка первого деревянного причала-ряжа размером 21,12х12,4 м, высотой 15,9 м.

Спустя 11 месяцев причальная площадка охватывала территорию в 20 тыс. м. кв. Вступил во временную эксплуатацию первый причал, к которому 6 декабря 1933 г. пришвартовался пароход «Уэлен» (именно эту дату считают официальным днем рождения порта). Окончательное строительство его было завершено 4 июня 1934 г. Затем вступили в строй второй и третий причалы. Через два года порт получил официальный статус: постановление Совнаркома СССР от 29 июня 1936 г. определило: «Считать Нагаево (Охотское море) портом III разряда, возложив административное управление указанным портом на дирекцию гостреста «Дальстрой». Обязать НКвод СССР включить порт в список портов СССР».

С середины 1930-х гг. к причалам порта в бухте Нагаева стали подходить самые большие суда Тихоокеанского бассейна – закупленные в Голландии пароходы «Джурма», «Кулу» и «Ягода», входившие в состав тогда же сформированного морского флота Дальстроя. Позднее к ним присоединились и другие, среди которых были пароходы «Николай Ежов» и «Индигирка», теплоход «Советская Латвия». В годы Великой Отечественной войны Нагаевский порт стал важным стратегическим пунктом на берегу Охотского моря. Например, только в 1943 г. он переработал 354 тыс. т грузов. В то же время суда морфлота Дальстроя занимались перевозкой грузов по поставкам ленд-лиза из портов США.

Сразу после окончания войны порт стал расширяться. В 1952 г. здесь был смонтирован первый портальный кран грузоподъемностью 41,5 т, построены два капитальных склада и автовесовая. На следующий год грузооборот порта уже составлял более 500 тыс. т в навигацию.

В 1957 г., после упразднения Дальстроя, порт перешел в ведение Дальневосточного морского пароходства. 25 мая 1963 г. впервые в истории порта ледокол «Москва» осуществил зимнюю проводку судов, чем положил начало круглогодичной проводке судов. 16 мая 1977 г. порт Нагаево был переименован в Магаданский морской торговый порт. За успехи в ускорении обработки судов и широкое внедрение передовой технологии погрузочно-разгрузочных работ Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1981 г. Магаданский морской торговый порт был награжден орденом «Знак Почета». В 1995 г. порту был присвоен статус международного.

Произошедшая в годы перестройки реорганизация привела к созданию в середине 1990-х гг. АО «Магаданский морской торговый порт». В 2004 г. блокирующий пакет акций предприятия (25,5%) был выставлен на аукцион и приобретен московским ООО «Новая формация». Основными корреспондентскими направлениями по-прежнему являются Ванинский и Восточный порты, постоянными партнерами – Дальневосточное и Сахалинское пароходства. Сегодняшние мощности Магаданского порта позволяют перерабатывать 2,2 млн т грузов различной номенклатуры (кроме нефтеналивных). В порту имеется 13 причалов, из которых 3 для нефтепродуктов, 2 для контейнеров, и 8 для других грузов, комплекс механизмов и оборудования, открытые и крытые складские помещения. Пограничный и таможенный посты позволяют оказывать клиентам полный набор услуг в соответствии с современными требованиями. Стивидорные компании – ОАО «Магаданский морской торговый порт», ООО «Аржан», ООО «Магаданнефто», ООО «Тосмар».

В 2013 г. у ОАО «ММТП» сменился собственник. Его приобрела группа независимых инвесторов. На должность генерального директора был избран А. Г. Горбов. Изжившее себя оборудование, невысокая производительность труда – такие проблемы, требующие незамедлительного решения, встали перед руководством. На предприятии началась модернизация, как технологическая, так и касающаяся кадровой политики предприятия. Была приобретена и введена в эксплуатацию новая техника. Для портовиков стали проводить тренинги приглашенные специалисты из российских дилерских и иностранных компаний-производителей. В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» началась реконструкция Магаданского морского торгового порта, что будет способствовать увеличению грузооборота предприятия. Запланировано реконструировать 4-й и 5-й причалы порта.

СМ.: Магаданский морской торговый порт, 1933–1983 : [плакат] / Магадан. обл. б-ка им. А. С. Пушкина, Магадан. обл. краевед. музей, Магадан. мор. торговый порт ; сост. Т. М. Хворостянко. – Магадан, 1983. – 1 л.; Фатеев В. М. Седьмой причал : Магадан. мор. торговому порту – 50 лет / В. М. Фатеев. – Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1985. – 128 с. : ил.; Магадан : путеводитель-справ. / [сост. Л. И. Комарова]. – Магадан, 1989. – С. 53–56; Магадан : рек. указ. лит. / Магадан. обл. универс. науч. б-ка. – Магадан, 1990. – С. 78–80; Козлов А. Морские ворота Колымы // Магаданская правда. – 2003. – 28 янв. – С. 5 : фот.; Зинченко А. Андрей Зинченко: «Главная задача порта – модернизация» // Регион [Магадан]. – 2004. – 1–7 янв. (№1). – С. 3; Забалканская И. Надежный причал // Колымский РегиоN [Магадан]. – 2006. – 29 июня–5 июля (№26). – С. 2 : фот.; Бояркин Г. Морским воротам Колымы – 75 лет! // Магаданская правда. – 2008. – 12 дек. – С. 6–7 : фот.; Вторушин Е. Колымы начало – ее причалы // Магаданская правда. – 2013. – 6 дек. – С. 10–11 : фот.; Навасардов А. Орденоносный Магаданский порт // Магаданская правда. – 2013. – 11 окт. – С. 20 : фот.; Навасардов А. Портострой действует // Магаданская правда. – 2013. – 19 июля. – С. 20 : фот.; Открытое акционерное общество Магаданский морской торговый порт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magadanport.ru. – 06.10.2017.