(К 80-летию со дня рождения)
Писатель А. В. Мифтахутдинов родился в 1937 г. в г. Уфе в семье флотского офицера. Его школьные годы прошли в европейском Заполярье, студенческие – на Украине. После окончания факультета журналистики Киевского университета Альберт работал на Чукотке корреспондентом окружной и областной газет, ихтиологом, техником-геологом, инспектором красных яранг, сценаристом. Романтически настроенный юноша, яркий представитель поколения шестидесятников, он стремился как можно глубже познать окружающую его природу, образ жизни, обычаи и внутренний мир чукотских оленеводов, зверобоев, эскимосских морских охотников. Именно в молодые годы он изобрел символический Ключ от Полярного круга, Кодекс Чести Северянина. В последний раз Мифтахутдинов был на Чукотке в августе 1991 г., всего за два месяца до смерти. Он организовал экспедицию по установке геодезического знака «Центр Чукотки».
С 1973 г. жил и работал в Магадане. В 1973–1982 гг. – ответственный секретарь областной писательской организации. Поездки, экспедиции, встречи, дружеские связи с жителями Колымы и Чукотки, геологами, журналистами, писателями наполняли впечатлениями душу творца и в дальнейшем служили основой для многих его книг.
Ранние произведения писателя стали появляться с начала 1960-х гг. на страницах газеты «Советская Чукотка», альманаха «На Севере Дальнем», журнала «Смена», газеты «Молодёжь Молдавии». Известный канадский писатель Фарли Моуэт, прочитав первые рассказы Мифтахутдинова, сказал: «Из этого парня выйдет настоящий писатель. Потому что он долго и тяжело болеет типичной болезнью – романтической влюбленностью в Север. Люди, перенесшие эту болезнь, на всю жизнь сохраняют верность холодным краям и… почему-то становятся писателями».
Затем последовали сборники рассказов и повестей «Расскажи про Одиссея» (1967), «Головы моих друзей» (1969), «Очень маленький земной шар» (1972), «Аттаукай – похититель женщин» (1977), «Время Игры в Эскимосский Мяч» (1978), «Дни ожиданий» (1979), «Спроси заклинателей духов» (1982), «Совершенно секретное дело о ките» (1983), «Закон полярных путешествий» (1986), изданные в Москве, Магадане, Владивостоке. Его произведения издавались на языках народов СССР, а также за рубежом – на английском, испанском, болгарском, чешском, польском, венгерском языках. Последняя его книга «Крестовый поход на блондинок» была напечатана через три года после смерти писателя в 1994 г. В ней лучшее из того, что А. Мифтахутдинов успел написать и подарить людям.
Известен писатель и как автор сценариев документальных фильмов «Встреча с Чукоткой», «Амгуэма», «Перевал», «Сиреники», «Берег молчания», «Фруктовый рейс» и др.
А. Мифтахутдинов – действительный член Географического общества СССР, был делегатом 4-го и 5-го съездов Союза писателей РСФСР, членом правления Союза писателей РСФСР (1974–1978 гг.). Лауреат премии Магаданского комсомола 1973 г. за сборник «Очень маленький земной шар». Кавалер ордена «Знак Почёта». В 1989 г. удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Скончался 4 ноября 1991 г.
Творчество А. Мифтахутдинова – самобытный мир, в котором, по словам Н. Шундика, «без всякого сомнения, воссоздана вся Чукотка». Уже первая его книга «Расскажи про Одиссея», состоящая из 15 небольших рассказов, привлекла внимание читателей и критики. В ней проявился талант молодого художника, особенно в создании неповторимой художественной атмосферы рассказов, добрых, мягких, полных юмора и лиризма, где присутствует призрачная, порой почти неуловимая нота печали. Лучшие рассказы сборника иногда напоминают своеобразные музыкальные зарисовки. Художник акцентирует внимание на нравственных проблемах, некоторые рассказы молодого прозаика восходят к традициям русской новеллистики с её психологизмом, принципом ориентации на мысль читателя, проникновенным лиризмом и драматизмом.
Книга «Очень маленький земной шар» вобрала в себя почти все лучшие произведения предшествующих сборников и стала своего рода итоговой книгой раннего периода творчества писателя. Её содержание – путешествие по земле Чукотки, озаренное светом открытий нового. Поэтому авторское повествование романтически-приподнято, лирически-взволнованно. Чарующая поэтическая аура в сочетании с исследовательским духом повествования роднит «Очень маленький земной шар» с произведениями М. Пришвина, К. Паустовского, В. Солоухина. Без всякого сомнения можно утверждать, что художник, наряду с О. Куваевым, явился одним из зачинателей лирико-романтического периода в истории литературы Северо-Востока. Вторая половина 1970-х – начало 1980-х гг. – время, когда писатель пытался художественно постичь основу нашего бытия – взаимосвязь человека и природы. Это очень ярко проявилось в рассказах «Спроси заклинателей духов» (1979), «Инфаркт» (1982), «Два моржа» (1982) и др., а также в повести «Перегон лошадей к устью реки Убиенки» (1979) – одном из лучших произведений Мифтахутдинова, рассказывающем о нелёгких буднях геологов. Их трудный и опасный путь показан, согласно уже сложившейся в творчестве автора традиции исповедальности, через призму восприятия главного героя Аникея Маркова. В отличие от ранних произведений писателя, повесть «Перегон лошадей…» более реалистична, сурова по содержанию и стилю. Её суть очень точно определил сценарист В. Эрвайс: «Природа бездумна, потому не столько ласкова, сколь холодна и жестока… Она красива, богата, она суть жизнь, но она и смерть». Своеобразие содержания произведения потребовало особой художественной формы: повесть полна динамики и экспрессии, напряженных, драматических сцен. Так А. Мифтахутдинов, лирик и романтик Севера, постепенно вырос в мастера реалистической прозы.
Альберт Мифтахутдинов – писатель, внёсший значительный вклад в развитие не только северной, но и всей российской культуры. В его произведениях своеобразно преломились традиции мастеров отечественной прозы: В. Тана-Богораза, В. Короленко, Ю. Казакова. Особое воздействие на творческие поиски А. Мифтахутдинова оказал В. Тан-Богораз. Следы влияния литературного «первооткрывателя» Северо-Востока России проявились в фактографической точности, достоверности изображаемого, наличии мифологических параллелей, фольклорной конкретике. Однако художественные картины жизни и обрядов северных народностей у двух писателей существенно различаются. А. Мифтахутдинов стремится к поэтическому осмыслению изображаемого. У него ощутимы признаки эмоциональной оценочности. Писатель заостряет внимание на экзальтации, приподнятости чувств героев. Такое сочетание реалистичности с лирико-романтическим пафосом в определенной мере обусловлено влиянием традиций В. Короленко. Рассказы А. Мифтахутдинова построены по принципу нарастания лирической взволнованности размышлений повествователя. Проникновенность лирической интонации, эмоциональность, не противоречащая точности изображаемого, характерны для многих произведений северного прозаика – от его первых рассказов до «Воспоминания о Крабовой реке» (1977), «Закона полярных путешествий» (1986) и др. Автор усваивает творческие традиции В. Короленко на принципиальном, методологическом уровне, создавая свои оригинальные произведения, отличающиеся особой интонацией, мелодикой, подчиняющиеся единому ритму. В этом заключается один из показателей «устремленности ввысь» его прозы.
Своеобразным «продолжением» гуманистических традиций русской литературы является рассказ А. Мифтахутдинова «Мишаня» (1967). Содержание новеллы-притчи, некоторые особенности сюжета близки рассказу Ю. Казакова «Тэдди». Однако в этих рассказах есть отличия. Повествование Ю. Казакова, явно восходящее к русской реалистической традиции, основано на подробном исследовании внутренней сущности героя, процесса его постепенной адаптации к новым условиям существования. Обозначив главную проблему рассказа – губительное воздействие современной цивилизации на природу, – автор все-таки дает Тэдди шанс на выживание. А. Мифтахутдинов ориентируется в основном на романтическую традицию. Он сгущает символико-аллегорическую ауру повествования, наделяет сюжет динамикой и внутренним напряжением. Его миниатюра приобретает притчевый характер, она имеет нравственно-социальный подтекст. Речь в ней скорее идет о человеке, чем о животном.
В своих произведениях писатель стремился отобразить и осмыслить жизнь современной Чукотки во всей её полноте и сложности. Его не только восхищали яркие достопримечательности северной природы, но и тревожила её судьба, не только удивляли своеобразные обычаи аборигенов, но и беспокоила мысль о сохранении опыта национальной культуры, навыков и обычаев существования и выживания людей в суровых условиях тундры.
Книги Мифтахутдинова требуют внимательного вдумчивого прочтения. Узкосеверную тематику писатель сумел поднять до высоты общечеловеческих проблем. Герои его книг, как и персонажи мировой литературы, озабочены поисками смысла жизни, проблемами добра и зла, жизни и смерти. Все произведения А. Мифтахутдинова дополняют и углубляют друг друга в философском и художественном плане. Они пробуждают у читателей, никогда не видевших Севера, светлую тоску о нём.
Творчество А. В. Мифтахутдинова изучают в колымских школах и вузах, ему посвящают статьи, диссертации.
СМ.: Шпрыгов Ю. М. Проза утреннего края / Ю. М. Шпрыгов. – Магадан, 1985. – С. 80–93; Альберту Мифтахутдинову 50 лет: [буклет] / Магадан. обл. орг. Союза писателей РСФСР, Обл. юнош. б-ка. – Магадан, 1987. – 1 л. (слож. втрое) : портр.; Писатели Дальнего Востока : биобиблиогр. справ. / [Хабар. краевая науч. б-ка]. – Хабаровск : Кн. изд-во, 1989. – Вып. 2. – С. 215–218; Рига И. Навсегда прописан на Чукотке // На Севере Дальнем. – 2002.– № 1.– С. 239–241; Юрина М. А. Любовь к земле и человеку : к 65-летию со дня рождения А. Мифтахутдинова // На Севере Дальнем. – 2002.– № 1.– С. 233–239; Юрина М. А. Традиции русской прозы в творчестве А. Мифтахутдинова : (некоторые вопр. преподавания и изучения) // Образование на Севере: проблемы и перспективы : материалы Междунар. конф., 11–13 июня 2002 г. – Магадан, 2002. – С. 137–138; Юрина М. А. Эволюция жанра повести в творчестве А. Мифтахутдинова : учеб. пособие / М. А. Юрина ; Федер. агентство по образованию, Сев.-Вост. гос. ун-т. – Магадан : СВГУ, 2008. – 80 с.; Омрувье И. Вспоминая Алика Мифтахутдинова // Мир Севера. – 2013. – № 1. – С. 62–63 : портр.