80 лет
24 июня 1941 г. президент США Ф. Рузвельт заявил о поддержке СССР в войне с Германией, и в тот же день были разморожены советские счета в банках США. 11 июня 1942 г. было подписано соглашение о поставках в нашу страну американской военной техники, в том числе самолётов, а также боеприпасов, продовольствия и т. д. на условиях ленд-лиза. Было принято совместное решение, что самолёты будут поставляться морскими конвоями в порты Мурманск и Архангельск и через иранские порты северного побережья Персидского залива, а также перегоняться по трассе протяжённостью 6 334 км с Аляски через Берингов пролив над территорией Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска. И. П. Мазурук, характеризуя избранный авиамаршрут, писал: «Авиатрасса длиной почти 6 500 километров проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим. Более 5 000 километров этого пути пролегало над тундрами, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для лётчиков – дорог, населённых пунктов и тому подобное – не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало».
Авиаплощадки строились при активном содействии местного населения, а также с использованием труда заключённых Севвостлага. Аэродромы были построены в Марково, Анадыре, Певеке, Хандыге, Чайбухе, Омолоне, Кедоне, Сеймчане; гидроаэродромы – в Гижиге, Магадане, Чайбухе. Работа была проделана в кратчайшие сроки, и 25 сентября 1942 г. бюро Чукотского окружкома ВКП(б) на основании сообщения командира перегоночной дивизии И. П. Мазурука приняло постановление об открытии военной воздушной трассы Алсиб (Аляска – Чукотка – Колыма – Сибирь – фронт). 29 сентября 1942 г. подполковник П. Недосекин провёл с американского аэродрома Ледд-Фильд близ Фэрбанкса первые 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон» в сторону Берингова пролива, и они благополучно совершили посадку на чукотском аэродроме Уэлькаль.
Самолёты перегонялись несколькими перегоночными полками, которые работали каждый на своем участке. 2-й перегоночный авиационный полк (командиры: подполковник А. Г. Мельников, позднее подполковник М. И. Павленков) базировался в Уэлькале. Его лётчики перегоняли самолёты по сложнейшему участку трассы в 1 400 км над безлюдной центральной частью Чукотки, над высокогорным районом Омолона и Колымским хребтом до Сеймчана. 3-й авиаполк (командиры: подполковник Н. Твердохлебов, затем майор Б. И. Фролов) вёл самолёты по маршруту от Сеймчана до Якутска (1 167 км) над хребтами Черского и Верхоянском, над Оймяконом – полюсом холода. Холод (до -50°С) нередко сопровождался устойчивыми туманами, поэтому со второй половины ноября до середины февраля перегонка велась преимущественно по побережью Охотского моря через Магадан и дальше на Якутск. В первые месяцы в крайне тяжёлых условиях самолёты часто терпели аварии, и в колымской тайге оставались лежать непогребённые герои.
Всего за годы войны было реконструировано и построено 16 аэродромов, 274 здания и сооружения, по трассе перегнали 7 928 боевых самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 г. 1-я перегоночная авиационная дивизия награждена орденом Красного Знамени.
К концу войны воздушная трасса превратилась в большое и сложное хозяйство, которое явилось хорошей основой для дальнейшего развития воздушного транспорта на Северо-Востоке и в Восточной Сибири.
В 1972 г. в пос. Аркагала Сусуманского района на могиле погибших лётчиков экипажа капитана И. А. Ковылина был установлен памятный обелиск. В начале 1980-х гг. группа энтузиастов-краеведов под руководством В. П. Матвеева предприняли экспедиции в район реки Нагаин, где были обнаружены остатки военных самолётов. Позже были установлены имена членов этих экипажей, а 9 мая 1983 г. воздвигнут обелиск в честь лётчиков, погибших на сеймчанском отрезке трассы Алсиб.
С конца 1980-х гг. сведения о воздушной трассе Аляска – Сибирь, о деятельности авиадивизии в годы Великой Отечественной войны собирают и курсанты военно-спортивного технического клуба «Подвиг» в Магадане. Они установили связь с непосредственными участниками перегонки, нашли и привели в порядок места захоронения лётчиков, создали музей их памяти. В 1992 г. силами клуба на берегу реки Магаданки был сооружен мемориал погибшим авиаторам, в 2014 г. пострадавший во время разлива реки Магаданки и демонтированный.
Летом 2015 г. в аэропорту Сокол Магадана приземлились участники совместного российско-американского перелёта «Аляска – Сибирь 2015». В проекте, посвящённом 70-летию Великой Победы и повторившему легендарный маршрут, участвовали два исторических самолёта «Дуглас» DC-3 и самолёт сопровождения Ан-26-100.
В День Победы 2020 г. в Магадане, на 13-м км федеральной трассы «Колыма» открыли мемориал «Героям Алсиба». Выбор места имеет особое значение: старый аэропорт Магадана был одной из точек материального снабжения воздушной трассы «Аляска – Сибирь». Памятник посвящён подвигу личного состава 1-й перегоночной Краснознамённой авиадивизии ГВФ воздушной трассы «Аляска – Сибирь». Он отображает историю сотрудничества двух держав – СССР и США, боевого братства и взаимопомощи. Изваяние, на котором в бронзе запечатлено рукопожатие американского и советского лётчиков на фоне крыла самолёта военных лет, виден всем въезжающим в Магадан. Авторы монумента Андрей Ковальчук, председатель Союза художников России, и Константин Кузьминых, председатель Магаданской областной организации «Союз художников России».
СМ.: Алтунин Е. В. Воздушная трасса Красноярск–Уэлькаль // Краеведческие записки / Магадан. обл. краевед. музей. – Магадан, 1988. – Вып. 15. – С. 75–85; Трасса мужества и дружбы / [составитель И. Е. Негенбля]. – Якутск : Нац. кн. изд-во Респ. Саха (Яутия), 1992. – 219 с. : ил.; Матвеев В. П. Обелиск мужеству // Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России : (Магадан. обл. и Чукотка). – Магадан, 1995. – С. 185–187; Райзман Д. Аляска – Сибирь – Особая воздушная трасса // Память : вспомним всех поименно. – Магадан, 1996. – Кн. 2. – С.120–131 : фот.; Крылов С. В. Воздушная трасса Аляска – Сибирь – фронт // Воен.-ист. журнал. – 2003. – № 1. – С. 47–51; Песков В. Холодная трасса : самый близкий путь к Победе // Рос. газ. – 2010. – 11–17 марта. – С. 26 : фот.; АЛСИБ 2015. По легендарной авиатрассе = ALSIB 2015. Retracing the legendary route : [фотоальбом] / сост. Д. А. Соболев, Д. В. Литовкин, К. С. Филатова. – Москва : Русавиа, 2016. – 256 с. : фот. – Текст парал. рус., англ.; Книга памяти Красноярской воздушной трассы, 1942–1945 / [авт.-сост.: В. В. Филиппов, И. Е. Негенбля]. – Красноярск : Поликор, 2016. – 415 с. : ил., карты. – Библиогр. в конце кн.; В Магадан прибыли участники перелёта «Аляска – Сибирь 2015». – Текст : электронный // Колыма.ru. – URL: https://kolyma.ru/index.php?newsid=53248 (дата обращения: 07.06.2021); «Героям Алсиба» : в День Победы в Магадане открыли памятник. – Текст : электронный // Вечерний Магадан. – 2020. – 14 мая. – URL: http://вечерниймагадан.рф/news/post/3222-geroyam-alsiba (дата обращения: 01.12.2021).