Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза

(90 лет со дня открытия)

 

Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза – первое постоянное поселение на территории современного Магадана – задумывалась как комплексное учреждение, созданное как центр приобщения кочевых и оседлых эвенов Охотского побережья к культуре и образованию. С таким предложением, опубликованным в краевой газете «Тихоокеанская звезда» в августе 1928 г., выступил председатель районного Совета в селе Ола М. Д. Петров.

Выбрать место для строительства будущей культбазы было поручено К. Я. Луксу, который очень скрупулезно подошёл к данному вопросу, обследовав окрестности бухты Нагаева и бухты Гертнера. В своём отчёте К. Я. Лукс сообщал: «Хотя рыбный сезон в момент моего приезда в Нагаево уже кончился, однако я на перешейке между б. Нагаева и б. Магадан (Гертнера) застал представителей всех трех так называемых «горных тунгусских родов» Ольского района, т. е. самых отдаленнейших групп эвен Охотского побережья». Встреча с ними свидетельствовала в пользу правильности его изысканий. Это подтвердила и беседа К. Я. Лукса с членом Первой Колымской геолого-поисковой экспедиции В. А. Цареградским, который посоветовал обратить внимание на бухту Нагаева, являвшуюся, по его мнению, самым удобным местом для строительства проектируемого поселения. Выбор места отвечал таким немаловажным требованиям, как экономические морские пути сообщения с портовыми городами Дальневосточного края, глубоководная и спокойная стоянка для морских судов, достаточно удобный подход их к берегу для разгрузки и погрузки. Большое значение в выборе места имел и тот факт, что в окрестностях бухты располагались приморские летние и осенние пастбища оленей, находились сезонные стойбища арманских и тальско-ольских эвенов. Эвены исстари ежегодно кочевали в эти места из глубин горной тайги. Кроме этих кочевников, два раза в год Нагаево навещали охотники-зверобои, которых привлекали богатые лежбища тюленей в бухте и сезонный перелет многочисленных птиц.

Итогом исследований К. Я. Лукса стало решение, принятое на заседании Дальневосточного Комитета Севера: «Нагаевская культбаза должна превратить совершенно пустынный… перешеек между Нагаевской бухтой и бухточкой Магадан в хозяйственный, культурный и политический центр северной части Охотского моря, обеспечив в этом центре эвенам (ламутам) вполне достаточный удельный вес и влияние…». На строительство культбазы было выделено 200 тысяч рублей. Подготовка к нему началась в феврале 1929 г. в Хабаровске, а затем во Владивостоке, где были срублены и подготовлены к отправке три жилых дома, школа, ветеринарный пункт, больница и часть здания интерната. 22 июня зафрахтованное судно «Генри Ривиер» доставило 60 строителей, заведующего культбазой А. А. Яхонтова и их груз в бухту Нагаева. На следующий день было начато строительство Восточно-Эвенской культбазы.

24 июня по инициативе А. А. Яхонтова был составлен официальный акт о выборе места и начале строительства. Этот документ и явился отправной точкой для всего последующего существования и деятельности культбазы. Строительство продолжалось все лето 1929 г. В ходе работ на берегу бухты была построена и открыта больница на 25 мест, в которой с ноября 1929 по 1 мая 1930 г. лечились 62 стационарных больных, а её персонал неоднократно выезжал в селения Армань, Ола, Тауйск. Одновременно открылась школа.

5 сентября из Владивостока прибыл пароход «Фей-ху», который привез основной состав сотрудников культбазы. Среди них были заместитель заведующего Н. В. Тупицын, врач В. А. Лупандин, фельдшер С. М. Сафонов, фельдшер-акушерка В. А. Кузнецова, заведующий школой И. А. Ваганов, учительница М. Г. Яхонтова, мастер-механик Н. Н. Вериго, зоотехник К. И. Кожухов и др. В 1930 г. на культбазе работали М. Г. Левин, впоследствии известный антрополог и этнограф, автор первой сводной работы об эвенской народности «Эвены» в сборнике «Народы Сибири», и его однофамилец В. И. Левин, лингвист, один из первых исследователей эвенского языка, автор «Самоучителя эвенского языка» и первых словарей. Они организовали передвижной отряд для этнографо-лингвистического изучения эвенов и одновременно для проведения среди них культурно-просветительской работы. Это было первое передвижное культурно-просветительское учреждение, предшественник «красных яранг».

Осенью 1929 г. на Восточно-Эвенскую культбазу прибыла Первая Колымская геолого-разведочная экспедиция во главе с Ю. А. Билибиным, открывшая богатейшие месторождения золота в районе Среднекана. 23 октября на пароходе «Нэнси Мюллер» все члены экспедиции, а также основная группа строителей культбазы отбыли во Владивосток.

7 ноября состоялось торжественное открытие Восточно-Эвенской культбазы и первая демонстрация, прошедшая на единственной маленькой улице, которая до сих пор существует в Магадане и называется Отябрьская.

Зимой 1929–30 гг. на культбазе были построены дом для приезжих, новая баня, открыта столовая. Затем появился склад с помещением для магазина, который открылся чуть позже. К концу 1930 г. культбаза уже имела катер, вельбот, кунгас, несколько лодок, упряжку собак, пять лошадей, корову и трех телят.

С началом навигации 1930 г. в бухту Нагаева хлынули новые экспедиции и организации: Вторая Колымская геолого-разведочная экспедиция, Совторгфлот, Союззолото, Добролет, Акционерное Камчатское общество, здесь открылись контрольный пункт ГПУ, Ольский кооператив. Чтобы избежать неразберихи с их размещением, президиум Ольского райисполкома принял постановление о распределении земельных участков. Вокруг базы возникли палаточные городки, из которых начал складываться посёлок, называемый Нагаево.

7 декабря 1930 г. был образован Нагаевский рабочий поссовет, председателем которого стал Ф. Т. Толкачев. Президиум поссовета решил вопрос о создании стола загса, ввел единое хабаровское время, определил ближайшие мероприятия по строительству и благоустройству территории.

В начале 1931 г. в посёлке проживало 500 человек, в том числе 60 детей. Общее количество построек составляло 84, из них 50 жилых, школа, больница, двухэтажный дом Совторгфлота, три бани, 13 складов и кладовых, три магазина со складами, шесть землянок, пять конных дворов. С апреля 1931 г. Восточно-Эвенскую культбазу, в которой насчитывалось уже 34 сотрудника, возглавил В. И. Левин. После организации Охотско-Эвенского национального округа пос. Нагаево стал окружным центром.

С открытием навигации 1931 г. сюда прибыло оргбюро округа под председательством А. И. Зеленского. Ознакомившись с работой культбазы, оргбюро пришло к заключению, что она в основном обслуживает организации посёлка, а не коренное население, то есть не выполняет своих непосредственных функций. Поэтому 9 июля 1931 г. было принято решение о расформировании культбазы. Для проработки этого вопроса Ольско-Сеймчанский райисполком создал комиссию, которая постановила: «В настоящее время, в связи с организацией окружного центра в б. Нагаева, дальнейшее существование культбазы является нецелесообразным». К осени 1931 г. все учреждения  культбазы и часть её сотрудников перешли в ведение окружных организаций.

В своих воспоминаниях заместитель первого заведующего культбазой Н. В. Тупицын писал: «Нагаевская культбаза не смогла, вернее, не успела полностью выполнить своего предназначения. Причина этого ясна: открытие перспективного золотоносного района вызвало в одной в одной из самых отсталых и безлюдных окраин нашей страны буквально экономический взрыв… Известное, пусть небольшое, значение имело и то обстоятельство, что культбаза явилась на первых порах базой для многочисленных исследовательских экспедиций и, наконец, она была первым населенным пунктом на берегу бухты Нагаева – прямым предшественником города Магадана». Магаданские историки долго спорили, с какого момента начинать отсчет истории города: с образования культбазы или, по сложившейся традиции, с присвоения статуса города. 8 сентября 2015 г. Магаданская городская Дума приняла решение считать датой основания Магадана начало строительства в бухте Нагаево Восточно-Эвенской культурной базы – 23 июня 1929 г. и учредить в этот день ежегодный городской праздник «День основания Магадана».

СМ.: Тупицын Н. В. Предшественник Магадана // На Севере Дальнем. – 1979. – № 1. – С. 13–16; Козлов А. «Назвать … Северосталинском» // Вечер. Магадан. – 1994. – 1 июля (№ 26). – С. 1, 5; Попова У. Г. Восточно-Эвенская (Нагаевская) культбаза // Памятники, памятные места истории и культуры Северо-Востока России : (Магадан. обл. и Чукотка) / [сост. Н. Н. Диков и др.]. – Магадан, 1995. – С. 150–152; Смолина Т. Когда родился Магадан? // Территория [Магадан]. – 1996. – 30 июля. – С. 3; Козлов А. На берегу пустынных волн… // Магадан. правда в пятницу. – 2004. – 16 июля. – С. 7; Козлов А. Всё начиналось с культбазы // Магадан. правда в пятницу. – 2004. – 5 нояб. – С. 16; Козлов А. Г. Магадан: возникновение, становление и развитие административного центра Дальстроя (1929–1945) / А. Г. Козлов. – Магадан, 2007. – С. 7–35; «Я помню Нагаевскую бухту» / подгот. И. Паникаров по арх., собр. А. Г. Козловым // Сев. надбавка [Магадан]. – 2007. – 8 авг. (№ 32). – С. 14; Райзман Д. Колыбельную пело море // Магадан. правда. — 2014. – 7 февр. – С. 14 : фот. – (Страницы истории); По наследству // Вечер. Магадан. – 2016. – 19–26 мая (№ 20). – С. 4 : фот.