История вальса Дмитрия Шостаковича

Русский и советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) был новатором и классиком, творчески эмоциональным и человечески скромным, великим маэстро и ярким художником. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам.

Среди творений гениального маэстро есть «Сюита для джаз-оркестра». Это сочинение очень любят за рубежами нашей страны. Иностранцы называют его по-разному: «Второй вальс», «Вальс №2» или просто «Русский вальс».

У произведения непростая судьба. Она таит в себе множество загадок, которые до сих пор не могут постичь маститые музыковеды и биографы композитора. Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер.

Чтобы для вновь созданного оркестра составить разнообразный репертуар, было решено обратиться к композиторам С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу и И. Дунаевскому. А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худруку оркестра пришлось даже поехать в Ленинград. Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джазового характера в этой музыке не было. Тогда Шостаковичу предложили прийти на репетицию коллектива.

Послушав игру оркестра, композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не было, по словам музыкантов, звучали они изумительно. Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома Cоюзов осенью 1938 года. Госджаз (сокращённое название коллектива) много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича. Так продолжалось до 1941 года, пока оркестр не выехал на фронт и не оказался в окружении немцев. Большая часть музыкантов погибла, а коллектив по этой причине прекратил своё существование. Соответственно были утеряны все ноты. И названия пьес, составляющих сюиту, сочинённую Дмитрием Шостаковичем, сегодня никто точно не знает. Однако всё же существует предположение, что «Вальс», который сегодня известен под № 2, в неё входил.

Прошло пятнадцать лет, и вальс вновь зазвучал, но теперь с экранов кинотеатров. В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором с разрешения композитора использовал эту замечательную музыку. Но в то время никто её историей ещё не интересовался, и наверняка поэтому фильм и музыка, звучащая в нём, были просто никем не замечены. В 1988 году «Вальс №2» прозвучал вновь и на этот раз в Лондоне в «Барбикан-Холле». И хоть оркестром дирижировал Мстислав Ростропович, опять особых восторгов от слушателей не последовало.

До сих пор остаётся загадкой, как нотные архивы советского композитора оказались за границей? И почему утерянная сюита впервые прозвучала не в нашей стране, а за рубежом? Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и наш «Вальс», в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау», которым в то время дирижировал итальянец Рикардо Шайи. Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в котором музыка «Вальса» прозвучала удивительно красиво и гармонично.

Тайн у «Русского вальса» Шостаковича очень много. Ещё одна, которая не даёт покоя искусствоведам – это музыка произведения. Многие считают, что по стилю она совершенно нехарактерна для композитора. Есть предположение, что Дмитрий Дмитриевич, очень любивший в своей музыке пошутить, и в данном случае проделал то же самое, воспользовавшись приёмом компиляции, то есть взял наиболее яркие интонации из популярных произведений и расположил их по своему усмотрению. В 1937 – 1938 годах произведения Шостаковича были подвергнуты уничтожающей критике. Композитор, друживший со многими репрессированными, имевший родственников и друзей за рубежом, чудом избежал ареста. Для маэстро юмор, сатира и сарказм в музыке были любимыми приемами. Возможно вальс – это его своеобразный отчаянный протест, вызов. Здесь прием состоял в том, что Шостакович выдал настоящий, народный вальс, сделал великолепную стилизацию. Но в нем не звучит композиторский голос Шостаковича, и написан чужим для него языком. Вероятно поэтому Дмитрий Дмитриевич и не хотел популярности своего произведения. Это есть только высказанные догадки и недоказанные предположения.

Загадки «Вальса № 2» Дмитрия Шостаковича до сих пор так и никто не смог разгадать. Но это и не столь важно. Главное то, что композитор подарил людям такую изумительную музыку, которая приносит радость, вдохновляет и объединяет людей.

Д. Д. Шостакович Вальс № 2 из «Сюиты № 1 для джаз-оркестра».  Исполняет оркестр под управлением Андре Рьё.

1 Comments on “История вальса Дмитрия Шостаковича

Оставить ответ

Ваш email не будет опубликован Обязательные для заполнения поля помечены *

 Я принимаю и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности персональных данных этого сайта.