Михаил Шолохов – певец земли Донской

115 лет назад, 24 мая в казачьем хуторе Кружилине Вешенской станицы родился Михаил Александрович Шолохов, автор «Тихого Дона», монументального произведения русской литературы XX века.

Легендарный роман, за который Шолохов в 1965 году получил Нобелевскую премию по литературе, создавался около 15 лет и издавался не целиком, а по мере написания: первые две книги напечатали в журнале «Октябрь» в 1928 году, а последний, четвертый том, увидел свет в 1940-ом.  Эпопея охватывает трагические события начала 20 века в России: Первая мировая война, революция, гражданская война, крушение традиционных устоев донского казачества, сломанные судьбы людей… Роман произвел фурор, и деятели кино и театра сразу же обратили на него внимание. Экранизация первых двух книг была снята уже в 1930-ом году, в 1935 увидела свет опера «Тихий Дон», затем были ещё экранизации, затем балет… Но мы хотим представить вам именно первую экранизацию, немую черно-белую картину Ольги Преображенской и Ивана Правова, консультантом которой выступил сам Михаил Александрович Шолохов, а съемки велись в тех местах, в которых всего несколько лет назад и происходили описываемые события.

Режиссеры «Тихого Дона», Ольга Преображенская и Иван Правов, сосредоточились на двух главных линиях романа: любви Григория и Аксиньи и Первой мировой войне. Аксинью не искали: картина делалась при участии германской кинофирмы «Дерусса», которая поставила условие, чтобы Аксинью играла только Эмма Цесарская, молодая, но уже очень известная актриса. После выхода картины для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни.

На роль Григория Мелехова взяли молодого неопытного актера Андрея Абрикосова, который поразил вначале внешним сходством, а затем и убедительной игрой.  Съемки начались с натуры (с пропуском эпизодов, которые нужно было снять в павильонах), и велись они у хутора Диченского, что в 12 км от описанной Шолоховым станицы. Жили там свидетели и участники описываемых в романе событий.  Хуторяне сохраняли традиционную одежду казаков и казачек, местные жители были и массовкой, и исполнителями эпизодических ролей, и консультантами, и критиками. Это помогло актерам сжиться со своими образами.  А уж постройки, быт, утварь, внутренняя обстановка жилищ, обычаи и подробности повседневной жизни, одежда – это все просто настоящее!

Премьера немой версии фильма состоялась 14 мая 1931 года, а в 1933-м фильм озвучили. Лента имела большой зрительский успех, а Иван Правов и Ольга Преображенская слыли «кассовыми» режиссерами «Мосфильма».

Произведение «Тихий Дон» экранизировали четыре раза. Каждая экранизация вызывала много споров. Но каждая возвращала нас к первоисточнику – гениальному произведению Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».

Предлагаем посмотреть первую киноверсию, которая, кроме художественной ценности, является еще и историческим документом.

Оставить ответ

Ваш email не будет опубликован Обязательные для заполнения поля помечены *

 Я принимаю и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности персональных данных этого сайта.