Литература и музыка – две грани жизни, две стихи, два вида искусства… Такие не похожие, они по-разному воздействуют на читателей и слушателей. Литература покоряет людей словами, музыка – звуками. Но связь между ними все же больше, чем кажется. Без литературной основы не могли бы существовать такие музыкальные жанры, как опера и балет. Без музыки стихи не превратились бы в песни и романсы. Раскрытые в литературных и музыкальных произведениях сюжеты, темы, образы, характеры также имеют общий источник вдохновения – чувства и эмоции человеческой жизни: любовь, радость, страх, ненависть, которые наполняют их смыслом и заставляют публику трепетать от восторга.
В истории мировой литературы вряд ли найдется писатель, чьё творчество так же широко отражено в мировой музыкальной культуре, как творчество А. С. Пушкина. Композитор А. Н. Серов называл поэта неисчерпаемым родником для русской музыки. Обладая особым ритмом и предельной мелодичностью, непревзойденные сочинения Александра Сергеевича зажгли вдохновением многих авторов музыкальных произведений и легли в основу многочисленных опер, балетов, спектаклей, кинофильмов, романсов.
Мы подготовили подборку вокально-инструментальных отрывков из выдающихся творений русских композиторов, которые помогут погрузится в музыкальный мир Пушкина. Присоединяйтесь к прослушиванию!
1. «Я люблю Вас, Ольга» – ария Ленского в исполнении С. Я. Лемешева (из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, либретто К. С. Шиловского, 1879 г.).
2. «Что наша жизнь? Игра!» – ария Германа в исполнении В. А. Атлантова (из оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, либретто М. И. Чайковского, 1890 г.).
3. «Достиг я высшей власти» – монолог Бориса в исполнении Ф. И. Шаляпина (из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1869 г.).
4. «Ответь мне, зоркое светило» – ария Шамаханской царицы в исполнении Г. А. Ковалевой (из оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, либретто В. И. Бельского, 1908 г.).
5. «Ты, царевич, мой спаситель» – ария Царевны-Лебедь в исполнении А. Ю. Нетребко (из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, либретто В. И. Бельского, 1900 г.).
6. «О, Мария, Мария!» – ария Мазепы в исполнении Д. А. Хворостовского (из оперы «Мазепа» П. И. Чайковского, либретто В. Буренина на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Полтава», 1883 г.).
7. «Свободной толпою» – хор русалок в исполнении хора Большого театра (из оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, 1848 г.)
8. Увертюра в исполнении оркестра Большого театра (из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, либретто В. Ф. Ширкова, К. А. Бахтурина , 1842 г.).
9. Интермеццо ночи в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР (из оперы «Дубровский» Э. Ф. Направника, либретто М. И. Чайковского, 1895 г.).
10. Романс в исполнении оркестра Большого театра (из балета «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, постановка Р. В. Захарова, 1934 г.).
Эти и другие музыкальные произведения вы сможете взять домой и послушать в Магаданской областной библиотеке имени А. С. Пушинка после завершения карантина.