Отдел электронных информационных ресурсов подготовил материал по воспитанию толерантности в семье.
Сегодня великое множество течений и направлений, которые находят непонимание в современном мире. Мы решили начать с малого ‒ затронуть тему толерантности в семьях и обратить внимание на самых маленьких членов нашего социума.
6+
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СЕМЬЕ
Толерантная личность:
— терпимый и терпеливый;
— считающийся с чужими мнениями и интересами;
— умеющий решать конфликты путём убеждения и взаимопонимания;
— приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
— уважающий окружающих и уважаемый ими;
— уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
— заботливый, сострадающий, поддерживающий;
— патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
Толерантность в семье предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребёнка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, языку, ценностям, имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязанные другим.
Но в обыденной жизни нам не хватает толерантности по отношению к престарелым людям, инвалидам, людям с физическими недостатками, подросткам с их сленгом, манерой одеваться и т. д. Здесь толерантность – это предупредительность, готовность к общению, к взаимопомощи, терпимость и снисходительность к человеческим слабостям, особенностям или даже странностям других людей.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребёнка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно:
— Во-первых, не обижать его;
— Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним;
— В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребёнка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обострённое чувство справедливости;
-В-четвертых, уметь договариваться без ссор и конфликтов. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Значит надо найти компромиссное решение вопроса;
— В-пятых, нельзя унижать достоинство ребёнка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т. п.
Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Ребёнок осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он всё больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надёжным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.
Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Психологи считают, что воспитание должно начинаться с момента зачатия. Практически это невозможно, поскольку природа распорядилась так, что значительное время родители не знают, будет у них сын или дочка. Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребёнка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь.
Это особенно важно, поскольку в первый год жизни нового человека формируется его базовое доверие к миру. И если ребёнок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьёзно осложнять ему жизнь.
В первый год жизни ребёнка особое значение имеет мать, вообще этот период времени можно смело назвать годом матери. Именно она удовлетворяет все потребности малыша. Но, между тем, присутствие отца тоже имеет важное значение.
Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребёнка и именно от его поведения зависит самочувствие матери. Во-вторых, ребёнок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье.
Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости.
Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для неё нечто большее, чем уже сделано и хочется её радовать.
Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Независимо от позиции ребёнка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребёнка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.